Железные дороги ждут добавки
ОАО РЖД просит увеличить тарифы на 8%.
ОАО РЖД не теряет надежды смягчить позицию правительства в части заморозки тарифов и в преддверии пересмотра госбюджета заявило о необходимости промежуточной индексации грузовых тарифов уже в этом году на 8%. Это принесло бы монополии 40 млрд руб., чтобы "свести концы с концами". Предложение было озвучено на совещании у президента Владимира Путина, но осталось без внимания, и теперь в ОАО РЖД планируют обратиться в правительство.
В пятницу первый вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов заявил о необходимости проиндексировать с 1 июля тарифы на грузовые железнодорожные перевозки на 8%, чтобы "хотя бы концы с концами свести". По оценке топ-менеджера, индексация принесет монополии дополнительные 40 млрд руб. Впервые идея была озвучена им же за два дня до этого на заседании президентской комиссии по ТЭК в Астрахани. Тогда Вадим Морозов, обращаясь к Владимиру Путину, заявил, что "цена замороженных тарифов — 67 млрд руб.", и попросил "хотя бы о частичной" индексации со второго полугодия. Но президент лишь сухо поблагодарил топ-менеджера и передал слово следующему выступающему. В пятницу Вадим Морозов уточнил, что ОАО РЖД готовит запрос о промежуточной индексации тарифов в правительство.
В самой монополии отказались комментировать слова Вадима Морозова. Несколько источников "Ъ", близкие к ОАО РЖД, утверждают, что выступление "носило произвольный характер и выражало исключительно его точку зрения" и даже с профильными ведомствами вопрос еще не обсуждался. Другой источник "Ъ" отметил, что изначально обращение господина Морозова к Владимиру Путину в ОАО РЖД интерпретировали как предложение "расширить тарифный коридор" (ОАО РЖД может менять тариф за пользование инфраструктурой от скидки 12,8% до надбавки 13,4%). В Федеральной службе по тарифам подтвердили, что впервые слышат о промежуточной индексации тарифов ОАО РЖД.
Источник "Ъ" на рынке говорит, что заявить о необходимости срочного роста тарифов Вадима Морозова заставили ожидания чистого убытка ОАО РЖД в первом полугодии в размере 60-70 млрд руб., что планируется обсудить у вице-премьера Аркадия Дворковича. В аппарате вице-премьера отказались комментировать его график. Официально в ОАО РЖД считают оценку итогов первого полугодия преждевременной. В первом квартале монополия показала убыток по РСБУ в размере 10,2 млрд руб. против прибыли в 10,8 млрд руб. годом ранее. Но президент ОАО РЖД Владимир Якунин предсказывал даже худший результат — убыток в 16 млрд руб.
О возможных убытках господин Якунин говорил еще осенью 2013 года, когда правительство решило заморозить тарифы на услуги естественных монополий в 2014 году, а в 2015-2018 годах индексировать их на уровне инфляции предыдущего года. Тогда глава ОАО РЖД предупреждал, что в 2014 году компания может недополучить 93 млрд руб., и грозил уволить 60 тыс. сотрудников. Монополия пыталась увеличить хотя бы тарифы на перевозку нефтеналивных грузов, но безуспешно. Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что для реальной оценки влияния заморозки тарифов на монополию необходимо анализировать консолидированные показатели по МСФО. Но, добавляет эксперт, в любом случае в условиях стагнации экономики индексация тарифов на грузоперевозки во втором полугодии или ускоренная индексация в размере 14-16% в 2015 году, как предлагали ранее в ОАО РЖД, может привести к снижению объемов промпроизводства. Сейчас ситуация выглядит скорее оптимистично: в апреле, по данным Росстата, рост промпроизводства в годовом выражении ускорился с 1,4% в марте до 2,4% в апреле 2014 года (с 0,2% до 0,8% с учетом сезонности). Но аналитики оценивали ситуацию осторожно, объясняя ее кратковременным эффектом от замещения украинской продукции.