Россия начала переговоры с китайскими инвесторами о глубоководном порте в Крыму
Китайские инвесторы возобновили прерванные зимой переговоры по разработке и строительству глубоководного порта на территории республики Крым. Об этом «Известиям» рассказал первый вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев. Стоимость проекта — не менее $3 млрд.
Проект разморозился после кремлевского визита в Китай
По словам Темиргалиева, очные встречи с китайской стороной намечены на август — проект пока не является первоочередным.
— Мы намерены запустить проект, но только когда будут завершены внеочередные меры по введению рубля и водоснабжению полуострова, — говорит первый вице-премьер.
Проект возведения порта глубиной в 25 м вблизи Евпатории (может стать самым крупным разгрузочным портом на территории Крыма) был анонсирован президентом Украины Виктором Януковичем 5 декабря 2013 года во время его визита в Китай. Тогда же был подписан меморандум о намерениях между операторами проекта — крымским «Киевгидроинвестом» в лице Алексея Мазюка и китайской Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co (BICIM) миллиардера Ван Цзина. Инвестиции китайской стороны на первом этапе оценивались в сумму порядка $3 млрд, всего шла речь о вложениях с их стороны на уровне $10 млрд. Переговоры и действия по реализации меморандума были заморожены после государственного переворота на Украине, в результате которого Янукович потерял власть, а Крым вошел в состав России.
— После визита президента России Владимира Путина в Китай [20–21 мая] вопрос китайских инвестиций в Крым снова вернулся на повестку дня, — отметил Рустам Темиргалиев.
Судьба проекта глубоководного порта решается на самом высоком межгосударственном уровне, говорил «Известиям» незадолго до визита Владимира Путина в Китай Георгий Баженов, сотрудник компании «Суеста», дочерней фирмы «Киевгидроинвеста». По его словам, «Киевгидроинвесту» остается только ждать решения правительства Крыма. Сейчас проект находится в ведении первого вице-премьера Темиргалиева, Минтранса России и министра по делам Крыма Олега Савельева. С переходом Крыма в состав России предполагалось, что проект должны были обсудить в ходе поездки Савельева с делегацией Владимира Путина в Китай.
Но в присутствии министра вопрос порта не поднимали, отметили в пресс-службе Министерства по делам Крыма.
— Детали будущих китайских инвестиций в Крым во время визита не обговаривались, — пояснили в министерства.
Проекту не хватает почвы
У проекта строительства порта есть определенные экологические риски. Как отметили в крымском министерстве транспорта и связи, местоположение порта переносилось уже не раз. Крымские экологи выступали за перенос проекта в Керчь, где уже есть порт. Как писали члены ассоциации «Экология и мир» в обращении к республиканским властям, строительство будет вестись неопытными компаниями, которые уничтожат «Крымские Золотые пески» в Каламитском заливе.
В министерстве транспорта и связи Крыма признались, что сейчас под вопросом не только место возведения проекта, но и его целесообразность.
— Из-за того что до сих пор не было подписано ни одного договора об использовании крымских портов кораблями других стран, все пять портов полуострова простаивают (торговый оборот крымских портов упал в 2013 году на 29%), — отмечают в ведомстве. — Для начала нужно решить, нужен ли порт, а уже потом подписывать договоры.
Подписанный ранее меморандум предполагает финансирование и управление портом китайской стороной в лице главного подрядчика, компании BICIM. В стройку на условиях подрядчика также планируется привлечь крымскую компанию «Киевгидроинвест». Зарегистрированный в Севастополе «Киевгидроинвест», по данным базы СПАРК, принадлежит компании «Энергожилстрой» — последнюю контролирует жена Алексея Мазюка Елена.
Собственником китайского генподрядчика проекта Beijing Interoceanic Canal Investment Management является Ван Цзин. Основной его бизнес — телеком-компания Xinwei Telecom Enterprise Group. На другом конце земного шара компания Цзина Hong Kong Nicaragua Canal Development Investment Company в августе 2013 года занялась строительством Никарагуанского канала, альтернативы Панамскому, который должен соединить Тихий и Атлантический океаны. Общая стоимость проекта оценивается в четыре раза больше стоимости крымского хаба — более $40 млрд. Сейчас его строительство приостановлено — в январе правительство Никарагуа отложило проект из-за необходимости корректировки нового водного пути. На запросы «Известий» связаться с Ван Цзином по вопросу крымского проекта представители Xinwei не ответили (свои телефоны и сайт у генподрядчика BICIM отсутствуют).
Строить порт планировалось в Сакском районе Крыма, неподалеку от поселка Фрунзе (25 км от Евпатории). Ожидается, что первый этап проекта объемом $3 млрд включит в себя стройку глубоководного порта-хаба, который сможет принимать крупные партии грузов. Там они будут дробиться и отправляться морем в другие порты. Кроме того, планируется возвести несколько терминалов для зерна и сыпучих грузов объемом в 20 млн т. На второй этап намечены аэропорт, терминал сжиженного природного газа и возведение верфи (на них уйдут еще $7 млрд).
По оценкам крымских властей, общий оборот такого порта, который должен занять территорию в 3 га, будет достигать 140 млн т в год (может стать четвертым по грузообороту в Европе, заняв место за НМТП с 159 млн т), а портовые и другие сборы будут ежегодно приносить России более $1,5 млрд в год. При этом порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование, согласно проекту схемы территориального планирования Крыма (схему представят 1 июня на утверждение правительству РФ).
Китайцам гарантируют прибыль
Согласно старым договоренностям с украинскими властями, Россия может получить долю в 50% от всей структуры и портовые сборы от ее эксплуатации, сообщил «Известиям» ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией Сергей Санакоев. По его словам, компания китайского миллиардера Ван Цзина получит в управление другие 50% порта, а также ежегодный фиксированный процент, привязанный к вложенным деньгам и общим объемам дохода порта.
— На данном этапе должен быть четко определен российский заказчик и гарант возврата китайских инвестиций в проект. В данном проекте коммерческие риски по рентабельности порта целиком ложатся на крымские власти. Будет идти прибыль от порта, не будет — в любом случае BICIM будет получать свою, гарантированную государством сумму, — пояснил Санакоев.
Как стало известно в декабре прошлого года, параллельно с подготовкой проекта китайский инвестор вел переговоры с Минобороны Украины об использовании сакского военного аэродрома. Ведутся ли переговоры сейчас с российским министерством, в Минобороны РФ не уточняют.