Раздрай в правительстве РФ по поводу сухогрузного порта в Тамани
Минтранс поддержит проект строительства крупнейшего в России сухогрузного порта в Тамани, несмотря на предложение перенаправить зарезервированные под проект деньги на инфраструктуру в Крыму, утверждает источник ИТАР-ТАСС в министерстве.
По его словам, предложения по Тамани с учетом развития крымских портов будут представлены на профильном совещании под руководством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, которое пройдет 2 июня в Новороссийске.
"Росморпорт" дал отрицательное заключение на предложение отказаться от строительства порта в Тамани, сказал другой источник ИТАР-ТАСС, близкий к Минтрансу.
О том, что в поисках средств на реализацию инфраструктурных проектов в Крыму правительство России рассматривает возможность отказа от проектов в Краснодарском крае и Якутске, во вторник заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он подсчитал, что отказавшись от создания порта Тамань и моста через реку Лену, бюджет сэкономит 112 млрд рублей и сможет направить их в том числе в Крым.
РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ
"Менее актуальной становится реализация двух этих проектов, - сказал министр. - Что касается порта Тамань, то в связи с тем, что возникает другая конфигурация по портам - у нас в Крыму пять глубоководных портов. И мост через Лену тоже под вопросом, но по другой причине - там трафик не очевиден, а реализация проекта довольно затратное мероприятие".
Улюкаев добавил, что высвобождающиеся 112 млрд рублей он воспринимает "не как однозначный источник для крымских проектов, а просто как дополнительные средства". "У нас есть резерв в 243 млрд рублей, - пояснил он. - И плюс эти средства, которые просто составляют резерв, который, с моей точки зрения, может быть направлен как на финансирование проектов в Крыму, так и для каких-то других проектов".
На транспортную систему Крыма может быть выделено почти 400 млрд рублей из федерального бюджета РФ в течение 7 лет, или примерно 43% от объема бюджетного финансирования, предусмотренного проектом крымской федеральной целевой программы до 2020 года. Основные вложения - на создание Керченского перехода - 200 млрд рублей. Остальные инвестиции - в дороги, аэропортовую, железнодорожную и портовую инфраструктуру.
"С учетом ярко выраженной специфики Крыма на первом этапе основная тяжесть инвестиций ложится на федеральный бюджет", - указано в проекте концепции, имеющемся в распоряжении ИТАР-ТАСС. В Минрегионе, разработавшем документ, уточнили, что это предварительные оценки, они будут уточняться.
ИЗ МУРМАНСКА В КРЫМ
Первой после присоединения Крыма к России под вопросом оказалась программа развития Мурманского транспортного узла.
1 апреля у вице-премьера Аркадия Дворковича прошло совещание, на котором прозвучало предложение "приостановить исполнения госконтракта" "Ространсмодернизации" (подведомственно Минтрансу) и "Стройгазконсалтинга" (принадлежит Зияду Манасиру и Руслану Байсарову) на строительство и разработку документов по программе развития МТУ. Объем финансирования должен был быть уменьшен на 31,5 млрд рублей, и эти средства могли перенаправить на финансирование транспортных проектов в Азово-Черноморском регионе.
Но за проект вступились губернатор Мурманской области Марина Ковтун и глава "Роснефти"ROSN 0,00% Игорь Сечин (компания планирует стать контролирующим акционером МТУ). И позднее президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос на пленарном заседании 1-го Медиафорума независимых региональных и местных СМИ, заверил, что "никаких сокращений по развитию Мурманского транспортного узла не предусматривается".
"Речь о возможном сокращении каких-то программ абсолютно не связана с Крымом, потому что все, что делается и будет делаться в отношении Крыма, будет делаться из резервов правительства", - пояснил он, добавив, что резервы правительства в 2014 году составляют 240 млрд рублей, а размер помощи Крыму по разным направлениям - более 100 млрд рублей. "У нас достаточно этих резервов", - подчеркнул президент.
ЛЕНА И ТАМАНЬ
Проекты по строительству моста через Лену в Якутии и созданию сухогрузного района порта Тамань в Краснодарском крае находятся в меньшей стадии готовности, чем Мурманский транспортный узел. Но по мосту уже проведен концессионный конкурс, ожидается подписание соглашение, а по порту летом 2013 года Путин подписал поручение о реализации проекта до 2020 года.
Проект мостового перехода в районе Якутска предполагает строительство автомобильного моста длиной 3,1 км и автодорожных подходов протяженностью более 18 км. Объявленный Росавтодором в 2013 году открытый конкурс на строительство и эксплуатацию моста до 2027 года в марте этого года выиграл консорциум "Транспортные концессии (Саха)" в составе госбанка ВТБ, УСК "Мост", "Бамстроймеханизации", и института "Стройпроект".
Победитель предложил 38,9 млрд рублей (в ценах 1-го квартала 2013 года), опередив единственного конкурента - консорциум "Якутская мостостроительная компания", который предлагал построить мост за 39,4 млрд рублей. Подписание концессионного соглашения должно состояться до 14 января 2015 года.
В ВТБ не комментируют заявление Улюкаева об отказе правительства от реализации проекта. В Росавтодоре и правительстве Якутии от оперативных комментариев отказались.
Общий объем финансирования по проекту строительства нового порта на полуострове Тамань превышает 228 млрд рублей, возведение объектов федеральной собственности планируется из госбюджета. Для обеспечения заявленной пропускной способности на уровне около 90 млн тонн грузов в год государство и РЖД планируют инвестиции в размере около 160 млрд рублей - для строительства железнодорожных подходов к терминалам порта и обход Краснодара.
Разработку организационно-правовой, управленческой и финансовой моделей проекта провели консультанты PricewaterhouseCoopers.
В начале апреля 2014 года "Росморпорт" (в него входит "РМП Тамань", отвечающее за реализацию проекта) направил драфт соглашения о передаче в собственность России объектов, созданных ранее в Таманском порту компанией "Таманьнефтегаз". Аналогичный проект соглашения готовится с ООО "Пищевые ингредиенты". "Таманьнефтегаз" и "Пищевые ингредиенты" - стивидоры, работающие в действующей части порта Тамань. В июне, согласно сетевому плану-графику реализации проекта, должны быть заключены инвестиционные соглашения с этими компаниями.
В мае 2014 года профильные министерства должны представить в правительство доклад, определив параметры и виды господдержки по проекту сухогрузной части порта.
Помощник президента РФ Игорь Левитин, возглавляющий в экономическом совете при президенте рабочую группу по транспорту, в интервью ИТАР-ТАСС отмечал, что "проект развития всего Черноморо-Азовского региона важен для российской экономики". "Но по Тамани жестких сроков, таких как в проектах ЦКАД или "БАМ-Транссиб", нет…. Да и после воссоединения с Крымом надо более комплексно смотреть на развитие этого региона", - говорил он.
Позднее министр транспорта Максим Соколов, комментируя ход подготовки проекта Тамани, пояснял, что "вопросы по проекту могут возникать на любой стадии его реализации", но говорил, что видит новый порт в Тамани как часть будущей Керченской портовой агломерации.
В свою очередь министр по делам Крыма Олег Савельев, говоря о перспективах развития портовой инфраструктуры полуострова, отмечал, что министерство изучает концепцию круизно-туристической ориентации крымских портов. "Многие считают, что эту идею нужно рассматривать как стратегию - то есть сделать крымские порты не грузовой базой, а круизно-туристической", - сказал ИТАР-ТАСС министр.
В пресс-службе Минтранса отказались прокомментировать обсуждаемый в правительстве отказ от проектов моста через Лену и порта Тамань.
По поручению президента РФ Минтранс до 1 июня должен представить предложения по развитию портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна. 2 июня в Новороссийске состоится совещание с участием премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором Минтранс выступит в поддержку проекта развития порта в Тамани, мотивируя позицию невозможностью развития глубоководных грузовых портов в Крыму, сказал ИТАР-ТАСС источник в министерстве. "Проблемы с определением функционала портов Крыма - они географически неудобны, как хабы, и ограничены с точки зрения экспортной пропускной способности", - сказал он. По словам другого источника, близкого к Минтрансу, Росморпорт дал отрицательную резолюцию на инициативу по приостановке проекта.