Украина отменила сертификацию зерна – что будет с экспортом?
С 26 апреля вступил в силу Закон Украины № 1193-VII о внесении изменений в ряд законодательных актов Украины относительно сокращения количества документов разрешительного характера. Документ, в частности, предусматривает отмену обязательной сертификации зерна и продуктов его переработки.
С 26 апреля вступил в силу Закон Украины № 1193-VII о внесении изменений в ряд законодательных актов Украины относительно сокращения количества документов разрешительного характера.
В частности, документом предусматривается отмена сертификации зерна и продуктов его переработки, а также сертификации соответствия услуг зерновых складов.
Предложение об отмене «внутренней» сертификации зерна на Украине было выдвинуто ещё прежним составом Минагропрода страны в сентябре 2013 года. Так, по инициативе Минагрополитики законопроект был подан в Верховную Раду. Планировалось, что документ позволит производителям зерна сэкономить при перевалке зерна в портах, избегая «двойной» сертификации, а также ускорить его экспорт.
Необходимость продолжить удешевление экспортной логистики и снизить тарифы на перевозку давно была признана аграрным руководством Украины.
Осенью 2013 года министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк пояснял: «Торговля зерном на внутреннем рынке происходит активно. Высокие темпы показывает и экспорт зерна. Украина уже поставила на внешние рынки почти 4 миллиона тонн зерна. Такие темпы превосходят прошлогодние на 16%. И нам ежемесячно необходимо их наращивать, ведь экспортные возможности превышают 30 млн. тонн».
В итоге 9 апреля 2014 г. документ был принят Верховной Радой Украины и 25 апреля подписан и.о. президента Украины Александром Турчиновым.
Что было раньше
Как пояснил руководитель отдела информационного агентства «АПК-Информ» Родион Рыбчинский, ранее, до облегчения правил получения сертификатов, перемещение любой партии сельскохозяйственной продукции внутри Украины даже в рамках одной компании – например, при перевалке с линейного элеватора на терминал – был необходим сертификат качества зерна, выданный Госсельхозинспекцией. Тем более необходим он был при перемещении между контрагентами.
«Парадокс ситуации заключался в том, что лаборатории ГСХИ не имели признанного статуса – их документы признавались только в СНГ, а при отгрузке большинству импортёров – например, в Средиземноморье, страны Северной Африки – сертификат не имел силы, и экспортёры всё равно были вынужден обращаться к сюрвейерам. Исключение среди «заморских» покупателей составлял Китай, действующий в рамках межгосударственных соглашений».
– Родион Рыбчинский
Теперь же получение сертификатов соответствия является для экспортёров добровольным, и может быть необходимо только в рамках условий, выдвигаемых покупателем зерна – например, по требованию госагента. Если же получатель и отправитель – одна и та же группа компаний, например, дочерняя компания отгружает зерно в адрес головной, то в сертификате может вообще не быть необходимости.
По словам Р. Рыбчинского, это было сделано в основном для того, чтобы убрать коррупционную составляющую. Возможно, вследствие удешевления процедур теперь несколько повысится закупочная цена зерна для аграриев.
Что касается поставок в рамках межгосударственных соглашений, то их государственная сертификация, безусловно, останется обязательной.
Что может измениться для России
Президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский считает вероятным, что эти меры могут привести к усилению конкуренции российского и украинского зерна, но только в перспективе. В ближайшее время может обостриться лишь соперничество по кукурузе, рекордные урожаи которой Россия получала в последние годы. По мнению А. Злочевского, пока такого пересечения не произошло: Россия и Украина оперируют в разных сегментах рынка.
В России сертификация зерна давно является добровольной. Усилиями РЗС по этому параметру наше зерно конкурентоспособно, считает А. Злочевский.
«Таким образом, Украина подтягивается до того уровня, который был достигнут нами уже довольно давно».
– А. Л. Злочевский
По словам исполнительного директора агентства «СовЭкон» Андрея Сизова, тема сертификации зерна является давним предметом обсуждения в России, и позиции заинтересованных сторон по этому вопросу различаются. Экспедиторские и сюрвейерские компании считают, что в обязательной сертификации нет необходимости, а дополнительные расходы, связанные с оформлением документов, ложатся в конечном счёте на сельхозпроизводителя.
В то же время ГУП «Центр оценки качества зерна» по понятным причинам заявляет о необходимости процедур сертификации, выступая за их обязательное восстановление. Эта мера может быть оправдана только отчасти, поскольку лишь отдельные крупные покупатели требуют наличия государственной сертификации зерна.
Полностью убирать службу явно не стоило бы, считает Андрей Сизов; должна измениться сама её концепция. Например, в США сертификация зерна проводится для поддержки реноме американского зерна на мировом рынке; важно, что это оплачивается не экспортёрами, а из государственного бюджета.