23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Игорь Швайка: Процессы в агросекторе должны идти, но без привлечения государственных средств

18 марта 2014 07:00

Эксклюзивное интервью министра аграрной политики и продовольствия Игоря Швайки агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Игорь Александрович, поделитесь впечатлениями и достижениями за время работы в новой должности? Довелось ли вам столкнуться с какими-то трудностями?

Ответ: Главное, что мы вошли в курс дела. Процесс адаптации к новой обстановке, новым функциональным обязанностям достаточно быстрый. Но то, что мы видим сегодня в качестве обратной связи, - реакция со стороны профильных ассоциаций, профсоюзов, бизнес-среды, - означает, что действия, которые мы предпринимаем, направление, которое мы для себя избрали, являются правильными.

Вопрос: Каких законодательных изменений в аграрной отрасли, инициированных министерством, можно ожидать в ближайшее время? Над какими документами сейчас работаете?

Ответ: Мы эти вопросы уже обсуждали, но не лишним будет повторить: это отмена сертификации зерна и зернохранилищ, отмена технического осмотра сельскохозяйственной техники, от которого на самом деле страдают украинские аграрии, и ряд других мероприятий, ориентированных, в первую очередь, на дерегуляцию и упрощение ведения бизнеса, модернизацию существующей системы регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Мы не должны распределять средства, опекать кого-либо. Наша главная задача - создать понятные правила игры. Передо мной лежит проект секвестра бюджета на 2014 год. У нас сокращается определенное количество программ. В частности, предполагается существенное сокращение такой программы, как финансовая поддержка создания оптовых рынков сельскохозяйственной продукции. Мы сегодня работаем над таким правилом, при котором процессы должны идти, но без привлечения госсредств. Каким образом? Наша задача сегодня – выделить земельный участок, обеспечить нормальное прохождение разрешительной документации.

Вопрос: По каким еще программам предусматривается сокращение финансирования?

Ответ: По существенным для нас вопросам речь даже не столько в деньгах, поскольку это около 7 млн грн. Тут важнее социальный аспект - оздоровление и отдых детей сотрудников агропромышленного комплекса. Я дал задание нашему профильному департаменту подготовить справку о том, что было в прошлом и позапрошлом годах, какая цифра была заложена и насколько она была профинансирована, чтобы отстаивать в разговоре с Минфином, что это необходимо. Это относительно небольшие деньги для бюджета, но для каждой семьи, живущей в селе, это возможность оздоровить своего ребенка. Что еще? Выставочная деятельность. Я думаю, что можем обойтись, и на Grune Woche будет представлено не министерство, а украинские компании, которые сами за себя могут заплатить и параллельно сказать, что это организовывается совместно с министерством. Есть существенные вещи, которые мы стараемся отстаивать, а есть вещи, с которыми можем согласиться. Конечно, лучше иметь, например, такую строчку в бюджете, как финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе. На нее закладывается 200 млн грн, но фактически ее выполнение нулевое. А это вопрос о возмещении, например, процентной ставки по кредитам аграриям. Это как раз тот разбалансированный бюджет, который в цифрах вроде бы и хороший, но в режиме исполнения – совершенно другое дело.

Вопрос: Поддержка животноводческой отрасли при секвестре бюджета сохранится?

Ответ: Эти программы также будем пересматривать. Это один из тех вопросов, по которым будет сокращение.

Вопрос: Вы встречались с производителями сахара, обсуждали проблемные вопросы, собирались подписать меморандум. Каковы основные идеи этого документа? Поддерживаете ли вы отмену минимальных цен на сахар, как этого давно хотят производители?

Ответ: Согласен с ними. Нужно отменить минимальные цены на сахар. Не надо обманывать друг друга. На сегодняшний день следует сбалансировать то, что мы производим, и то, что необходимо для экономики Украины. Учитывая, что сахар является товаром внутреннего потребления, себестоимость его производства в стране такая, что он не может выйти за рубеж. Необходимо правильно сформулировать позиционирование, выработать не больше и не меньше того количества, которое можно потребить, чтобы не обвалить или, наоборот, не взвинтить цену. На понедельник-вторник запланировано подписание меморандума, при котором государство берет на себя обязательство регулировать рынок, а производители при распределении квот (на производство сахара для внутреннего рынка – квота "А") обязуются их выполнять. Если вы говорите, что произведете 1,5 млн тонн, то должны произвести 1,5 млн тонн, или, как минимум, ориентироваться на эту цифру. Если вы написали 1,5 млн тонн, но привыкли друг друга обманывать и производить 3 млн тонн, то это приводит к тому, что мы просто обваливаем цену. И сахар, который стоит 6-7 грн/кг, в итоге стоит, дай Бог, чтоб 3-4 грн/кг. А при минимальной цене в 5-5,2 грн/кг, это просто "дурилка" для производителя: он по документам продает за 5,2 грн, а на самом деле он его не может продать дороже, чем за 4 грн. Этот дисбаланс необходимо убрать.

Вопрос: Предполагается ли какая-то ответственность за нарушение условий меморандума?

Ответ: Скорее, политическая, корпоративная. Нарушение компанией "А" своих обязательств будет сигналом для компаний "В" и "С" огласить, что компания "А" не держит слово. Это сразу является сигналом для падения индексов, для негативного восприятия общественностью, что в конечном итоге приводит к ухудшению хозяйственных условий. Такое публично-психологическое давление.

Вопрос: Каково ваше отношение к выращиванию ГМ-культур? Как вы оцениваете возможность либерализации в отношении использования ГМ-семян в Украине?

Ответ: Плох тот министр, который выступает против натуральной продукции. Критическое отношение. Она существует (ГМ-продукция), она может быть на уровне технических культур. Но бесконтрольно допускать ее на рынок будет неправильно.

Вопрос: Вы предложили заменить обязательный техосмотр сельскохозяйственной техники механизмом добровольного декларирования. Аналогичное упрощение предлагается в отношении требований к разработке проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота. Не видите ли вы в этом рисков недобросовестности, мошенничества со стороны сельхозхозпроизводителей?

Ответ: Проведение технического осмотра сельскохозяйственной техники – это на самом деле выдача бумажки за определенное количество денежных знаков. Нужно ли государству иметь реестр сельскохозяйственной техники? Да, нужно. Могут ли быть мошенничества? Могут. Но для всякого мошенничества предусмотрена законная ответственность. Мы декларируем, добровольно показываем, что у нас сесть, и понимаем, с какой целью это делается, – это возможность статистического обобщения всех позиций, чтобы у государства была информация, что и в каких макропоказателях будет двигаться.

Проекты землеустройства планируется отменить, поскольку они абсолютно необоснованны, по разным оценкам, их выполнение составляет от 3% до 7%. Это точно такая же продажа "белыми воротничками" определенных бумаг, в которых на самом деле ничего не написано, но существуют штрафные санкции за их отсутствие. Предлагаем отменить все то, что мешает украинскому производителю.

Вопрос: С чем связно решение сменить главу правления ГПЗКУ?

Ответ: Решение связано с необходимостью обеспечить понятный характер существования компании. Нужно провести аудиторскую проверку по различным направлениям: и по товарным остаткам, и по денежным остаткам, по законности и соответствию договорным отношениям совершенных действий. После подведения итогов необходимо сформулировать, насколько правильно подобран штат людей, насколько правильно предприняты управленческие решения, насколько отвечает необходимости именно такая структура. Новоназначенный глава начал работу, в том числе по проведению аудиторской проверки. Все эти действия должны быть подчинены одной цели: ГПЗКУ - это солидная государственная компания, имеющая хорошее положение на рынке. Я встречался с послом КНР и в ходе встречи мы подтвердили нерушимость взятых ранее обязательств. Перед новым главой правления поставлена задача провести ревизию и дать выводы, что лишнее, а что нет, обеспечить сохранение заключенного с китайцами контракта и его расширение.

Вопрос: Последует ли дальнейшая ротация кадров в ГПЗКУ?

Ответ: Последует. Через две недели, я думаю, мы сможем говорить о том, какой характер она будет носить. Наша деятельность должна иметь четкую взаимозависимость. Мы не под людей пишем правила, как делало правительство Азарова, разрабатывая методику численности аппарата областных администраций под фактически существующую сеть чьих-то родственников. Мы разрабатываем четкое функциональное направление.

Вопрос: Вы упоминали также кадровые изменения в числе ваших заместителей. Уточните, о ком идет речь?

Ответ: По собственному желанию был уволен Валерий Давыденко. Я предложил новую кандидатуру на должность заместителя министра, который будет отвечать за солидный объем работы, в том числе общение с бизнесом, общественными ассоциациями. Он имеет опыт в бизнесе и консалтинговой работе. Это Андрей Дыкун. Его кандидатура сейчас рассматривается в Кабинете министров. Если получим одобрение, он приступит к работе немедленно.

Вопрос: Каким вы видите развитие земельных отношений в Украине? Согласно действующему законодательству, мораторий на продажу земель сельхозназначения действует до 2016 года. Готова ли, по вашему мнению, Украина к открытию рынка земель к этому сроку? Как будет себя вести Государственный земельный банк?

Ответ: Я бы не брал за догму те временные решения, которые перманентно менялись. Все, что существует в Украине, может быть оставлено, а может быть изменено. До того времени, пока существует мораторий на продажу земельных участков, мы должны подходить к этому вопросу взвешенно и стратегически. Удовлетворяет ли украинских производителей такое пользование землей как аренда? Да, удовлетворяет. Нужно ли на сегодняшний день вводить свободную продажу земли, в том числе иностранцам? Нет, не нужно. Для того чтобы понять, каким будет решение, необходимо выставить точки, за которые нельзя выходить и с учетом того, что они являются бесспорными и общество их поддерживает, писать правила.

Вопрос: Какова все-таки дальнейшая судьба Государственного земельного банка?

Ответ: Он сегодня практически не работает. Госзембанк в принципе нужен, поскольку оборот земли от граждан к государству должен происходить. То есть, должно быть специализированное учреждение, например Земельный банк. Продажа земельных участков между гражданами, либо между гражданами и юрлицами, по моему мнению, является нежелательной. Поскольку, зная об отсутствии рабочих мест, о фактической нищете на селе, очень легко можно у того или иного крестьянина выдурить его земельный пай. А можно его передать в аренду на 49 или на 99 лет. Государство должно установить правила, при которых сохраняется такой уникальный восстанавливаемый ресурс, как земля. Сегодняшнее отношение к земле можно охарактеризовать двумя простыми тезисами: земля является товаром, который может передаваться в аренду, точка; при плохом ведении хозяйства у арендатора земельный участок можно изъять и передать его более ответственному пользователю.

Вопрос: Будет ли переформатирована работа Аграрного фонда, "Украгролизинга"? Как будут функционировать недавно созданные дочерние структуры Агрофонда?

Ответ: По Аграрному фонду будет проведена аудиторская проверка, исследование тех решений, которые принимались относительно создания дочерних предприятий, поскольку практически они еще не работали. Если есть возможность наполнить их реальным смыслом, они будут работать. Если нечем наполнить, нас ничего не останавливает для того, чтобы пересмотреть это решение.

Вопрос: Как Вы оцениваете темпы проведения посевной кампании? Какой урожай зерна закладывается, есть ли какие-то риски, вызовы, в том числе погодные?

Ответ: Кампания будет проведена в оптимальные сроки, будущий урожай закладывается высокий. Дефицит денежных средств – это тема номер один. Цены на горюче-смазочные материалы – это тема номер два для приложения усилий. Каким будет урожай, не скажу, и плох будет тот специалист, который возьмется об этом судить, поскольку любыми своим словами можно обвалить либо взвинтить цены, начиная от форвардных контрактов и заканчивая реальными операциями по продаже. Все будет хорошо. Несмотря на существующие трудности, начиная с климатических особенностей текущего года, когда весна пришла на три недели раньше положенного срока, и заканчивая военной интервенцией в Крыму, все будет хорошо. Украинский аграрный сектор все сможет решить, урегулировать и преодолеть.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: