Россия. Экспорту российского зерна препятствует недостаток судов
12 августа 2002 09:42
Судя по тому, с какими результатами завершается уборка в главных зерновых регионах, Россия вновь готова, как и год назад, побить рекорд десятилетия по объемам намолоченного зерна. Однако, как выясняется, излишки собранного урожая девать особо некуда. И без того низкие цены на зерно продолжают падать. Спасти цены, а вместе с ним и доходы аграриев, мог бы экспорт. Однако к августу стало окончательно ясно, что Россия физически не справляется с вывозом за рубеж излишков урожая-2002, хотя иностранные покупатели готовы платить за него вполне приличные по российским меркам деньги. Падение внутренних цен можно было бы остановить, если бы Россия сейчас смогла радикально увеличить экспорт пшеницы, фуража, ячменя. Однако вывезенные за минувший сельскохозяйственный год (с июля по июль) 5 млн тонн зерна, похоже, являются для сегодняшней России пределом, учитывая состояние ее флота и портовых мощностей. В частности, сейчас на Дону у портовых терминалов ведущих российских экспортеров зерна, ростовских корпораций "Юг Руси" и "Астон", стоят многокилометровые вереницы грузовиков с зерном из Ростовской области и Краснодарского края, ждущие своей очереди под разгрузку. Пребывание в очереди занимает несколько дней, хотя тот же "Юг Руси" способен ежесуточно обрабатывать 400 грузовиков с зерном. Экспортеры говорят, что могли бы нарастить погрузочные мощности, но им для этого не хватает кораблей. Причем дефицит судов нельзя покрыть за счет фрахта иностранных кораблей, поскольку европейские сухогрузы в большинстве своем не смогут ходить по мелководному Азово-Донскому бассейну. Российские же сухогрузы типа "река-море" специально создавались для плавания по Дону и Азовскому морю, где глубина судоходных путей 3,8-4,2 метра. Новороссийский и Туапсинский порты перегружены, на Северо-Кавказской железной дороге в этом направлении уже несколько месяцев наблюдаются пробки. Транспортировка же российского зерна через глубоководные украинские порты Одессы и Ильечевска нерентабельна, да еще сопряжена с различными межгосударственными барьерами.
Читайте новости рынка в нашем мобильном приложении