Украинские порты улучшили свои позиции в Черноморском регионе. В I квартале они смогли на 17% увеличить темпы роста перевалки контейнеров, сохранив самую большую долю в общем объеме груженых контейнеров среди стран Черноморского региона. Это стало возможным благодаря увеличению экспорта зерновых из Украины. Импорт же практически не растет, признают операторы.
В I квартале черноморские контейнерные терминалы Украины, России, Румынии, Грузии и Болгарии существенно увеличили объемы перевалки груженых контейнеров — на 14,8%. Об этом свидетельствуют данные компании Informall (исследование не включает Турцию). Общий грузооборот терминалов региона составил 432,4 тыс. TEU (20-футовый контейнер). Такой рост стал возможен благодаря Украине (Одесский и Ильичевский порты) и России, которые увеличили объемы перевалки на 17,13% (139,4 тыс. TEU) и 21,82% (125 тыс. TEU) соответственно. При этом лидер прошлого года по темпам роста — Грузия — нарастил объем перевалки всего на 3,5%, до 51 тыс. TEU.
В прошлом году именно из-за падения темпов роста перевалки контейнеров в Украине Черноморский регион показал не самые лучшие результаты. Общий грузооборот стран составил 2,41 млн TEU — это всего на 3,13% больше, чем в 2011 году. Между тем в 2011 году рост был значительно выше: 23,99% в сравнении с объемами 2010 года. Так, в прошлом году показатели Украины выросли всего на 0,73%, а Румынии — и вовсе упали на 4,63% (см. "Ъ" от 26 февраля). Участники рынка объясняли тогда плохие результаты работы украинских терминалов затянувшимся мировым кризисом, а также высокими портовыми ставками и таможенными проволочками в Украине.
Повышение объемов переработки контейнеров в этом году обусловлено в первую очередь увеличением экспорта из Украины и Румынии, а также импортом в Россию, объясняют в Informall. "Рост трафика в Украине произошел в основном по экспорту, импорт же практически отсутствовал",— объяснил "Ъ" генеральный директор Maersk Ukraine (крупнейший оператор контейнерных перевозок в Украине) Йеспер Педерсен. Экспорт вырос благодаря увеличению объемов перевалки контейнеров с зерном, отметил начальник Одесского морского торгового порта Юрий Васьков. В I квартале объемы выросли в 4,5 раза — до 4,99 тыс. контейнеров с зерном, заявлял на "Зерновом форуме-2013" в Одессе заместитель директора департамента экономического развития и аграрного рынка Минагрополитики Сергей Петренко. Через Ильичевск прошло 702 таких контейнера, через Одесский порт — 4,29 тыс. "В 2012 году экспорт зерновых пришелся на конец II квартала из-за ограничений на вывоз, в этом же году ограничений не было, и пик был в первые три месяца. Однако уже в мае объемы резко упали",— рассказал Юрий Васьков. Он также отметил, что в этом году увеличилась и доля экспорта зерновых именно в контейнерах.
Доля Украины в переработке груженых контейнеров по-прежнему самая большая — 32,24%, но с конца прошлого года (32,66%) она немного снизилась. За Украиной следуют Россия (28,92%), Румыния (19,46%), Грузия (11,83%) и Болгария (7,56%). При этом из всех стран свою долю смогла нарастить только Россия (по итогам 2012 года она составляла 26,67%). Крупнейшими контейнерными терминалами остаются румынский DPW в Констанце (доля — 18,68%) и украинский "ГПК Украина" в Одессе (16,06% против 13,64% по итогам 2012 года). Самые крупные контейнерные линии региона — MSC (24,5%) и Maersk (18,79%).
В этом году рынок Черноморского региона может вырасти на 4%, до 2,5 млн TEU, прогнозировали ранее в Informall. Йеспер Педерсен считает, что в Украине по итогам 2013 года возможно увеличение контейнерного экспорта более чем на 20-30%. "Рост импорта будет несколько меньше. В целом похоже, что тенденция роста перевалки будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет девальвация",— сообщил господин Педерсен. Но Юрий Васьков считает, что рост в Украине не будет большим. "Положительной динамики не наблюдается. Перевалка будет расти тогда, когда будет увеличиваться транзит через Украину, а его мы практически весь потеряли в прошлом году. Вернуть доверие к Украине транзитных операторов можно только после изменения законодательства",— подчеркнул господин Васьков. Впрочем, признает он, необходимый отрасли законопроект "О контейнерных перевозках" все еще не подан в парламент. Этот документ должен определить сроки и круг проверяющих органов, участвующих в оформлении контейнеров. Сейчас проверки грузов проходят слишком долго.