Подвижному составу сдвигают срок
Минтранс предлагает компромиссный вариант правил продления службы вагонов
Минтранс опубликовал проект положения о продлении срока службы грузовых вагонов. В министерстве уточнили "Ъ", что документ подготовлен по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича. "Предлагается прозрачный механизм по разрешению или запрету на продление срока службы вагонов",– добавили в Минтрансе. Представитель министерства подчеркнул, что в проекте документа "детально прописан алгоритм действий", в частности работы по техническому диагностированию грузовых вагонов, а также установления "нового назначенного срока службы", исходя из остаточного ресурса.
Напомним, что сейчас железнодорожные операторы могут продлевать эксплуатацию вагона в среднем на срок до 10-11 лет по процедуре, предусмотренной решениями Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ. Проект положения, подготовленный Минтрансом, предполагается ввести в одностороннем порядке на территории РФ, хотя он будет вынесен осенью и на обсуждение в Совет СНГ, уточняют в Минтрансе. В России с мая по инициативе правительства временно максимально жестко ограничено продление службы вагонов с истекшим сроком эксплуатации – максимум на один год. Но эта мера будет действовать лишь до принятия нового положения о продлении, которое планируется осенью.
Операторы опасались, что продление как таковое может быть практически полностью запрещено. Но проект нового положения, предложенный Минтрансом, не выглядит радикальным. Ключевым в нем является понятие "остаточный ресурс" вагона. Как планируется, его будут определять специально аккредитованные организации через целый ряд испытаний подвижного состава. По итогам определения остаточного ресурса вагона принимается решение либо о продлении срока его службы максимум на пять лет – после капремонта, либо до "полуторного назначенного срока службы", если вагон прошел ремонт с продлением. Окончательное решение аккредитованная организация будет согласовывать с Росжелдором. При этом подчеркивается, что для грузовых вагонов, построенных ранее 1997 года, проводятся дополнительные испытания, а вагоны старше 1964 года продлению не подлежат.
В некоммерческом партнерстве СОЖТ (объединяет крупнейших операторов подвижного состава) отметили, что пока изучают проект документа и свою позицию подготовят в ближайшее время, направив ее в том числе в Минтранс. Один из источников на рынке отметил, что такой относительно мягкий проект новых правил может стать компромиссом между операторами и производителями вагонов. "В таком варианте будет оцениваться в первую очередь техническое состояние вагона, а не год его производства. Надо понимать, что перевозка зерна или угля действительно оказывает совершенно разное воздействие на состояние вагона",– пояснил источник. Еще один участник рынка отметил, что главный вопрос – насколько жестким будет подход к определению остаточного ресурса, как будет проходить аккредитация организаций, которые будут его определять. "Это ужесточение, но не тотальное",– добавляет он.
Производители вагонов, однако, по-прежнему настаивают на более жестких мерах. "Рассматривается несколько вариантов того, каков должен быть подход к продлению сроков эксплуатации вагонов",– говорит замгендиректора крупнейшего российского производителя вагонов НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) Андрей Шленский. "Мы принимаем активное участие в обсуждении, надеемся, что Минтранс в первую очередь прислушается к мнению разработчиков и производителей вагонов",– подчеркивает господин Шленский. Он пояснил, что позиция УВЗ "остается прежней" – сейчас "нет необходимости в продлении сроков эксплуатации вагонов", а "государственная политика должна быть направлена на обновление подвижного состава и переход на инновационные вагоны". В Минтрансе уточнили, что проект документа лишь вынесен на общественное обсуждение, соответственно, в его итоговую версию еще может быть внесено множество поправок.