26 декабря 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


В 2013 году на развитие сельского хозяйства Якутии направлено 8 млрд рублей

22 мая 2013 16:13

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики республики Анастасия Афанасьева рассказала о работе аграрного ведомства и состоянии агропромышленного комплекса Якутии.

С 2012 года Республика Саха (Якутия) перешла к программно-целевому методу планирования государственного бюджета, что предполагает увязку общегосударственных целей с финансовыми ресурсами при помощи программ по отдельным направлениям экономики. С этой целью в 2011 году в республике были приняты 37 отраслевых государственных программ. В части агропромышленного комплекса нами была разработана Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы». Она является третьей по счету программой в области развития сельского хозяйства. В отличие от двух предыдущих программ в этой программе мы сделали упор на модернизацию отрасли сельского хозяйства. Если, к примеру, в 2008 году от общего объема финансирования АПК на модернизацию отрасли было направлено 2,8%, то к 2016 году мы планируем повысить расходы на модернизацию отрасли до 26% от общего объема финансирования АПК. В 2012 году на эти цели было направлено 17% от общего объема средств, в этом году планируем довести капитальные расходы до 20% от общего объема финансирования отрасли.

В этом году идет второй год реализации этой программы. Если взять финансовое обеспечение программы, то в 2012 году на развитие сельского хозяйства из бюджета республики было предусмотрено 7 млрд 489 млн рублей. В текущем году объемы финансирования достигли 8 млрд 248 рублей. Таким образом, объем поддержки из государственного бюджета в 2013 году возрос по отношению к 2012 году более чем на 10%. Программа имеет 13 подпрограмм, ею установлены более 130 целевых индикаторов, т. е. показателей, оценивающих развитие отрасли, которые мы должны планомерно достигнуть к концу реализации этой программы.

Помимо капитальных расходов в программе содержатся текущие расходы, которые занимают большую часть финансирования программы. Они преимущественно идут на субсидирование производства продукции животноводства, земледелия, пищевой и перерабатывающей промышленности, традиционных отраслей Севера. По отдельным направлениям текущие расходы в этом году существенно возросли. Это прежде всего касается поддержки скотоводства (средства на маточное поголовье КРС). Поддержка маточного поголовья КРС является новым видом поддержки сельхозтоваропроизводителей, она началась с прошлого года. Если в прошлом году на стимулирование прироста маточного поголовья КРС из государственного бюджета республики было направлено 641 млн рублей, в этом году ожидаем направить 946 млн рублей, что выше уровня прошлого года на 47%.

О структуре направления средств бюджета

Если говорить о структуре финансирования по отдельным подпрограммам, то львиная доля финансирования отрасли направляется на поддержку животноводства, это порядка 37 процентов средств (племенное животноводство, крупный рогатый скот, коневодство, свиноводство, птицеводство). Это не удивительно с учетом того, что исторически животноводство является нашим традиционным занятием в силу сложившихся суровых природно-климатических условий республики в отличие от других регионов России. В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства продукция животноводства занимает более 70%.

Огромные средства направляются на заготовку молока. В 2012 г. на заготовку молока было предусмотрено свыше 1,6 млрд рублей. В этом году предусмотрено почти столько же средств и еще добавлено более 946 млн рублей на сохранение маточного поголовья крупного рогатого скота.

Десять процентов средств бюджета отрасли направляется на развитие земледелия.

Как уже упоминалось ранее, на укрепление материально-технической базы отрасли в текущем году направляется 20 процентов государственного бюджета. Из них большая часть на строительство производственных объектов отрасли, чуть меньше - на создание инфраструктуры сельскохозяйственного производства. 

Что подразумевается под «созданием инфраструктуры»? Вот уже более десяти лет министерство ежегодно привлекает средства из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» для индивидуального жилищного строительства в сельской местности. С прошлого года помимо жилья по этому направлению из федерального бюджета мы смогли получить 26 млн руб. на строительство школы и 8,6 млн рублей на строительство фельдшерско-акушерских пунктов. В этом году мы смогли увеличить объемы по строительству в сельской местности школ до 40 млн рублей и фельдшерско-акушерских пунктов до 11 млн рублей.

В нашей республике с 2012 года уже всем муниципальным образованиям переданы отдельные государственные полномочия в области поддержки сельскохозяйственного производства. На исполнение полномочий из бюджета отрасли в этом году предусмотрено свыше 44 процента средств из общего объема, в деньгах это более 3,4 млрд рублей. Эти средства имеют строго целевое направление, распределение по улусам производилось согласно утвержденной законом о передаче полномочий методике распределения субсидий. В каждом отдельно взятом муниципальном образовании утверждается свой порядок предоставления субсидий до получателей.

На уровне государства 14 июля 2012 года принята федеральная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Государственная программа на 2013-2020 годы состоит из 6 подпрограмм: "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"; "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства". Если эти две подпрограммы традиционные для сельского хозяйства, то три подпрограммы созданы с учетом меняющихся требований хозяйственной деятельности отрасли. Это развитие мясного скотоводства, поддержка малых форм хозяйствования, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие. Шестая подпрограмма обеспечивает реализацию Госпрограммы. Помимо этого, в состав Государственной программы на 2013-2020 годы входят четыре федеральные целевые программы. Наша республика активно сотрудничает с федеральным центром по двум из этих программ: по сохранению и восстановлению земель сельскохозяйственного назначения, и социальному развития села. Две программы заработают с 2014 года: развитие мелиорации и устойчивое развитие сельских территорий. Под них в нашей республике уже разработаны проектные программы для участия в данных программах и привлечения бюджетных средств из федерального бюджета.

В 2011 году министерство из федерального бюджета привлекло 457 млн рублей, в 2012 году уже 861 млн рублей. Эти средства были направлены в основном на развитие социальное развитие села (жилье, водопровод, газ), поддержку северного оленеводства, табунного коневодства и растениеводства. Также в рамках участия в конкурсном отборе Минсельхоза России «Экономические значимые региональные программы» нами было разработано 10 программ. В результате на развитие отрасли дополнительно удалось привлечь около 200 млн рублей. Стоит отметить, что порядка 75 млн рублей были привлечены конкретно на поддержку малых форм хозяйствования, а именно на поддержку семейных животноводческих ферм на базе КФХ, поддержку начинающих фермеров и поддержку фермеров в оформлении земельных участков в собственность.

В этом году мы также принимаем участие в федеральных программах. Так разработали и внесли на рассмотрение в Минсельхоз России проекты по субсидированию заготовки молока. Данный вид субсидии федеральным бюджетом предусмотрен впервые, тогда как наши товаропроизводители получают субсидию на заготовку молока более десяти лет. Пока федералы субсидируют молоко 1 и высшего сорта по 3 рубля за литр. Пусть средства небольшие, но в сочетании с республиканской субсидией это даст ощутимую поддержку. Думаю, в последующем сумма будет только расти. Поэтому нам необходимо закрепиться в получении этой субсидии.

Нашим министерством разработан проект для привлечения средств по линии федеральной целевой программы по развитию мелиорации. По заданию президента республики нами разработана подробная, тщательно выверенная программа по развитию мелиорации сельскохозяйственных земель, по которой мы хотим привлечь немалые федеральные средства в это дело.

К сожалению, мы можем принять участие не во всех федеральных программах. Это зависит от условий, поставленных федеральным министерством. Так, например, в этом году Минсельхоз России принял очень хорошую подпрограмму по поддержке развития мясного скотоводства. Здесь основным требованием для получения федерального софинансирования является количество скота мясной породы – регион должен иметь не менее 10 тысяч голов скота чисто мясной породы. У нас такого количества породного мясного скота в республике пока нет. Но мы уже начали работу по улучшению качественных показателей и развитию племенной работы в животноводстве.

В целом для получения федеральных средств необходимо выполнить два главных требования: обязательное региональное софинансирование и выполнение обязательств по достижению поставленных производственных показателей. Главным из них является то, что к 2020 году мы должны повысить размер валовой продукции сельского хозяйства на 20 процентов по отношению к тому объему, который имеем сегодня.

Если взять в целом, из бюджета Российской Федерации на развитие агропромышленного комплекса в 2013 году предусмотрено 155 млрд рублей. Дополнительно Минсельхоз России получил еще 42 млрд рублей на возмещение части затрат по производству комбинированных кормов. Итого к почти 200-миллиардному бюджету сельского хозяйства 83 субъекта вносят в качестве софинансирования еще 50 млрд рублей из региональных бюджетов. В том числе наша республика вносит более 8,2 млрд рублей.

Но вернемся к нашим реалиям.

Сегодня в республике разработана и утверждена комплексная программа «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013-2017 годы и на период до 2020 года». Проект одноименной федеральной целевой программы разработан и находится на данный момент на согласовании.

Мы проанализировали деятельность отчитывающихся предприятий отрасли в республике за 5 лет. Так, в 2012 году в министерство отчитались 220 сельскохозяйственных предприятий - 1/3 часть убыточны, выручка также небольшая, но отмечается тенденция к росту уровня доходов.

В отрасли субсидируется почти вся производственная часть. К 2011 году было свыше 100 различных субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Понятно, что люди очень путались, не могли понять, на какой вид субсидии им претендовать, какие документы собирать. Поэтому к этому году мы почти на треть оптимизировали количество субсидий. Главным критерием субсидирования из республиканского бюджета должно стать эффективное использование, увеличение валовой продукции сельского хозяйства.

Кто сегодня является эффективным собственником? Исходя из доли производимой сельскохозяйственной продукции (20% предприятия организованной формы, 30% крестьянские хозяйства, 50% личные подсобные хозяйства), это частник. Поэтому мы должны разработать такие механизмы, когда производители продукции будут стремиться получать прибыль. Общеизвестно, что на рынке цены диктуются главным производителем продукции. Это подтверждает пример работы крупных транснациональных корпораций в мире. Сегодня, когда в республике местными товаропроизводителями производится всего 30-40 процентов продуктов питания, говорить об установлении адекватных затратам цен для получения прибыли местными товаропроизводителями, нет никакой возможности. Поэтому мы стремимся скооперироваться. В Европе товаропроизводители, объединенные в кооперативных хозяйствах, выпускают 90 процентов от всей продукции. Они реально диктуют цены. Вспомните демарш свиноводов, скотоводов, которых не устраивала цена на их продукцию.

Для того, чтобы нам дойти до такого уровня, необходимо укрепить базовые основы сельского хозяйства. Важная из них, как я отметила, это укрепление материально-технической базы. Это и строительство животноводческих комплексов с развитием кормовой базы рядом с ними, и иных объектов АПК – ледников и перерабатывающих пунктов для рыбы, оленеводства, приобретение мощных рефрижераторов, современной техники, оборудования и технологий по земледелию, пищевой и перерабатывающей промышленности и т.д. Обязательно относится к улучшению базовых основ и племенная работа. Для сравнения возьмем даже наших соседей по региону. В Амурской области поголовье дойных коров в два раза меньше нашего, но при этом валовой надой молока выше в три раза. В Камчатской области поголовье меньше нашего в 20 раз, но валовой надой молока меньше лишь в три раза. В Приморском крае поголовье коров меньше нашего в 6 раз, но надаивают они столько, сколько и мы. В чем же причина? Причина в том, что у них стоит высокоудойный племенной скот молочной породы. Во-вторых, они уже работают на качество – уделяют особое внимание кормлению, рациону и т.д.

Именно поэтому в своей работе мы также уделяем главное внимание развитию инвестиционной стратегии отрасли. Мы будем и впредь уделять внимание как финансовой ее составляющей, так и планированию деятельности. К началу июня этого года министерство внесет на рассмотрение правительства республики еще один важный, стратегический документ отрасли – Схему размещения производственных объектов АПК в республике. Для разработки этого документа мы проделали огромный труд: уточнили наличие всех категорий земель, транспортную доступность, сельскохозяйственные параметры, перспективы, обеспеченность местным продовольствием, даже социальную обеспеченность в разрезе каждого наслега.

Это только малая часть той работы, которую проводит Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики республики. Надеюсь, все, кто заинтересован в развитии сельского хозяйства республики как сектора экономики, поддержат наше стремление, нашу работу и внесут свою достойную лепту в общее дело - достижение достойного уровня заработной платы работников АПК, сокращение разрыва между селом и городом, развитие инфраструктуры села и достижение главной стратегической цели государства – обеспечение населения экологически чистой продукцией во имя сохранения будущего нации!

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: