Идею строительства зерновых терминалов в Северной Корее и российском Саратове рассмотрит Минтранском и Казахстан темир жолы
В конце февраля на сайте «Казах-Зерно» и в газете «КазахЗерно.kz» была открыта полемика по поводу предложения московского эксперта логистики Сергея Моисеева. Логист с 30-летним стажем видит выход для экспорта казахстанского зерна в строительстве терминалов в северокорейском порту Раджин и в российском Саратове.
Все подробности реализации этих проектов, а также особенности существующих экспортных путей подробно обсуждались в интервью с Сергеем Моисеевым. Проблемы, обсуждаемые в статье, были настолько насущными, а проект - настолько амбициозен, что к теме подключились многие читатели нашего сайта - неравнодушные участники рынка к существующим насущным вопросам логистики.
Наше агентство предложило рассмотреть проект Моисеева министру транспорта и коммуникаций Аскару Жумагалиеву. Запрос на его комментарий со ссылками на статьи мы разместили на блоге главы Минтраскома на портале e-gov. К чести Аскара Куанышевича ответ был размещен в короткий срок. Приводим его полностью.
«Уважаемый Виктор! В настоящее время в Республике Казахстан в рамках проводимой работы по повышению транспортно-логистического климата разработан комплексный план мероприятий по реализации проекта «Казахстан - новый шелковый путь», предусматривающий создание ТЛЦ, развитие транспортной инфраструктуры, интеграцию в мировые транспортные сети и др. Кроме того, во исполнение Послания Президента народу Казахстана от 14 декабря 2012 года, проводится работа по созданию совместных предприятий в регионе и во всем мире - Европе, Азии, Америке, например, в портах стран, имеющих прямой выход к морю», - пишет министр.
«Учитывая существующие реалии, проекты, указанные в статье, очень амбициозны и потребуют учета многих факторов, таких как тарифы РЖД на перевозку по Транссибу, загруженность самого Транссиба, абсолютно неизвестный северокорейский рынок, навигацию через Волго-Донской канал в открытое море и т.д.», - отмечает Жумагалиев, переходя к сути вопроса.
«Министерство транспорта и коммуникаций совместно с логистическим оператором АО «НК «КТЖ» рассмотрит указанные Вами проекты, на предмет их реализации в рамках проводимой работы», - заверил глава Минтранскома.
У Сергея Моисеева к этому времени были свои новости. Он не оставляет идеи поставок зерна к берегам Северной Кореи, а также транспортировки его через Волго-Дон.
«Русагротранс» (РАТ - Авт.) откликнулся на мою просьбу и дает идею ставки $160 на погранпереход ст. Хасан (РФ) - ст. Туманган (КНДР), - пишет Сергей Моисеев с примечанием, что никто так не возит на сегодня. - Это идея, то есть она может быть уменьшена после согласования процедуры. РАТ заинтересован в транспортировке зерна на большие расстояния! До порта Раджин (от Тумангана) еще 52 км, это около $5 за тонну. Все! Вы в азиатском глубоководном порту, который вас ждет! Здесь все покупатели рядом и подадут свой флот под погрузку».
Наш собеседник сравнивает предлагаемый им вариант с существующим.
«Теперь сравниваем с Новороссийском, в который в хороший (урожайный) год Казахстан (экспортеров) не пускают. Ставка КЖТ по состоянию на февраль этого года - $85, плюс перевалка ТЭО в порту $26. Итого FOB - $111 за тонну, плюс фрахт от $70 в лучшем случае... А будет много зерна в СНГ и тоннаж не найдете, ставки взлетят. Так уже было».
Далее Моисеев рассуждает о нюансах:
«Риски ж/д транспортировки в Раджин практически отсутствуют, а если иметь там свой терминал, понятно - платишь сам себе частично! Риски завоза в Новороссийск и накопления партии присутствуют всегда из-за конвенций на завоз грузов СКЖД, даже если подтвердят завоз, осложнен фрахт морского судна, демередж и т.д. и т.п. Простой судна - около $10 тыс. в сутки. Анализировать работу через порты Украины нет резона, поскольку «тарифная политика» просто съедает деньги. Ну, вот и весь анализ возможностей транспортировки казахстанского зерна на Азиатский континент».
«Теперь о Волге-матушке, которая на всех продолжает работать! - продолжает эксперт. - С 25 апреля открывается навигация и можно грузить суда от 3-х до 5-ти тыс. тонн. Уже можно обеспечить перевалку транзитного зерна через порты Волги на любую страну Средиземного моря, а в Турцию легко. И транспортная составляющая будет ниже любого морского порта!».
Как кажется, последнее заявление весьма уместно, ввиду того, что в Казахстане, по данным Статагентства, сегодня в наличии 8,6 млн. тонн продовольственной пшеницы, из которых для собственного потребления едва ли потребуется миллион.
Что ж, будем следить за развитием темы.