Его провел в рамках Петербургского экономического форума комитет верхней палаты парламента по аграрно-продовольственной политике, председатель которого Иван Стариков заявил: главное, что необходимо для формирования такого рынка – это «создание и достижение соглашения о скоординированной аграрной политике» СНГ. «Булки медом нам никто не намажет на мировом рынке»,- заметил он, подчеркнув, что для присоединения России и других стран Содружества к ВТО необходимо «согласовать внутренние позиции стран СНГ и увеличить в их экспорте долю товаров с высоким уровнем добавленной стоимости». «Если этого не будет, не будет и пользы от вступления в ВТО. Пока же у нас же вывозятся в основном сырьевые ресурсы», - посетовал И.Стариков.
Кроме того, полагает глава комитета, необходимо усилить господдержку отечественного сельхозпроизводства. На переговорах по вопросам сельского хозяйства при вступлении в ВТО Россия «заявила на эти цели $16,2 млрд., тогда как сейчас объем такой поддержки из федерального и региональных бюджетов - менее $2 млрд.», сказал И.Стариков. Он особо отметил необходимость развития в РФ и странах-членах СНГ производства экологически чистой сельхозпродукции. «Пора вылезать из окопов и выходить с такой продукцией на мировой рынок. Это – благородный бизнес», - сказал председатель комитета, подчеркнув, что, согласно расчетам аналитиков, доля такой продукции составит в ближайшее время до 35% мирового рынка и оценивается в $500 млрд.
Его поддержал вице-президент Россельхозакадемии Иван Ушачев. По его мнению, кризис в агропромышленном производстве России и других стран-членов СНГ «может быть преодолен, если будет повышена роль государства в его регулировании», созданы условия для инвестирования в сельскохозяйственное производство и для «доходности сельхозпредприятий», а также роста внутреннего спроса на продукты питания, обеспечена защита внутреннего рынка и т.д.
И.Ушачев напомнил, что переход к рынку в России и бывших союзных республиках СССР «сопровождался системным кризисом», в результате которого производство сельхозпродукции уменьшилось в них на 35%. Это больше спада ВВП в США во время «великой депрессии» и в СССР во время Великой Отечественной войны», пояснил ученый. Он подчеркнул, что после вступления в 1996 году в ВТО Киргизии объем инвестиций в ее экономику сократился с $96 до $36 млрд., а внешнеторговый оборот Грузии упал на 32%. «СНГ должно достойно ответить на вызовы цивилизации», - заключил И.Ушачев. Он заметил, что «мы страдали от общих болезней во время перехода к рынку, следовательно, и выход нам надо искать сообща».
На фоне такого рода обеспокоенности и тревоги относительно места и роли России и других государств-участников СНГ в мировой экономике и последствий их присоединения к ВТО, ставших уже привычными для российских политиков и ученых, диссонансом прозвучало на заседании «круглого стола» выступление президента агропромышленного концерна «Агрос» Дмитрия Ушакова. «ВТО – это не монстр, это свод правил, по которым люди договариваются работать друг с другом», - заявил он. Вступление России в ВТО, по словам Д.Ушакова, для него, как агробизнесмена, «выгодно, чтобы понять, куда вкладывать деньги, а куда нет». Сейчас у России нет аграрной политики, агробизнес не знает даже ориентиров правительства в производстве того или иного вида сельхозпродукции, сказал президент «Агрос». А после присоединения к этой международной торговой организации Д.Ушакову, по его словам, «станет, например, совершенно ясно, что в нашей стране нет никакого смысла заниматься выращиванием риса, поскольку в Азии он обходится дешевле». Глава «Агроса» убежден, что «надо смириться с тем, что мы не в состоянии производить ряд продуктов, чтобы они были конкурентоспособными».
«Надо стремиться вступить в ВТО. Это будет некая канва, по которой можно строить агробизнес», - не сомневается Д.Ушаков.
Это было, пожалуй, едва ли не единственное подобное выступление на тех многочисленных конференциях и других мероприятиях, на которых мне довелось бывать в последнее время. И хотя в кулуарах «круглого стола» в Совете Федерации некоторые из участников его заседания не без иронии говорили, что «Дмитрий Львович в сельскохозяйственном производстве – без году неделя», выступление президента «Агроса» заставляет о многом задуматься.
Уж очень не похожа позиция этого крупнейшего в России агрохолдинга, его главы на традиционное наше «шапкозакидательство». Он же не предлагает нам бросаться в ВТО «очертя голову». Напротив, считает Д.Ушаков, относиться к этому «надо продуманно», так как «мировые рынки поделены и защищены тарифными и лицензионными барьерами». В этих условиях, по его мнению, необходимо принятие «мер особой защиты отечественного сельхозтоваропроизводителя, который в противном случае не сможет противостоять мощным агропромышленным комплексам стран, обладающих огромным опытом деятельности на внешнем рынке и пользующихся государственной поддержкой в виде внутренних и экспортных субсидий».
Мы непременно опубликуем в «Крестьянских ведомостях» и выставим на сайт AgroNews интервью с президентом «Агроса», в котором он согласился более детально рассказать о позиции концерна относительно присоединения России к ВТО. Но нельзя, наверное, не считаться в этом плане и мнением вице-спикера Совета Федерации Андрея Вихарева, который заявил на заседании «круглого стола», что вступление в ВТО, куда входят уже почти 150 государств, России и других стран СНГ «повысит их статус в мировой экономической системе».
Да, защита отечественного сельхозтоваропроизводителя при этом, безусловно, необходима. Но она не должна превращаться в этакую китайскую или берлинскую стену. Тем более что Россия, например, продолжает наращивать импорт продуктов питания, увеличив его за пять месяцев этого года по сравнению с соответствующим периодом 2001 года на 24,3%. Ведь только вдумайтесь: в прошлом году мы ввезли из-за рубежа продовольствия больше, чем на $10 млрд.!
А что касается участия в сельскохозяйственном производстве крупного российского бизнеса, который, как оказалось, вовсе не боится присоединения нашей страны к ВТО, то это участие «связывают» вопросы социальных инвестиций. Социальная инфраструктура села до сих пор продолжает висеть «ярмом на шее» у сельхозпредприятий. До 40% в структуре себестоимости продукции приходится, например, на ее содержание в ряде хозяйств Кубани, многие из которых и сами являются сегодня банкротами. Передать же учреждения социальной сферы муниципальным органам власти нет возможности, так как у них нет средств на ее содержание. А кому из бизнесменов, скажите, пожалуйста, хочется повесить себе на шею такой «довесок» к зерну и мясу, которые он захочет производить на селе? Так что последнее слово здесь – за правительством, которому пора, наконец, решить этот уже давно перезревший за годы реформ вопрос.