22 ноября 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Вступление в Единое экономическое пространство развяжет руки РЖД

25 января 2013 09:45

Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ, который позволит ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) регулировать тарифы на свои услуги по перевозке грузов, официально вступает в силу с 27 января. Госмонополия получит право применять повышающий или понижающий индексы в рамках ценовых пределов, утвержденных регулятором, в соответствии с установленными правилами и условиями. Предельный минимальный уровень индекса определен в 0,872 к действующим тарифам, максимальный - в 1,134.

Исходя из правил единства

В рамках исполнения обязательств, взятых на себя РФ при вступлении в Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана (ЕЭП), ФСТ и подготовила приказы об утверждении методики определения ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, а также правил и условий их применения.

Таким образом, служба закрепила основные методологические принципы формирования предельных уровней тарифов, алгоритм их расчета для среднесетевых условий и отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг, а также установила правила изменения уровня тарифов в рамках ценовых пределов, процедуру и сроки принятия соответствующих решений.

Согласно утвержденным документами, РЖД сможет менять уровень тарифов ориентируясь на принцип экономической эффективности и для поддержки "иных отраслей экономики РФ". При этом инициатором изменения уровня тарифов может быть не только госмонополия, но и операторы подвижного состава, перевозчики и пользователи услуг (т.е. грузоотправители и грузополучатели).

Снижение для повышения и привлечения

Снижать уровень тарифов на свои услуги РЖД сможет не более чем на 12,8%. При этом в ФСТ отмечают, что предоставление РЖД права по снижению уровня тарифов обеспечит возможность сохранения конкурентоспособности поставок продукции российских производителей железнодорожным транспортом при сохранении доходной базы госмонополии. Это особенно актуально в свете усложнения процедуры по установлению исключительных тарифов (которые сейчас применяются в РФ). По правилам ЕЭП их теперь нужно будет согласовывать с Евразийской экономической комиссией.

Применение более гибкого подхода к регулированию тарифов, по задумке разработчиков механизма, позволит РЖД эффективнее использовать пропускные способности инфраструктуры, в том числе, если задействовать новые или мало загруженные маршруты, а также, как указывают в ФСТ РФ, "обеспечит возможность привлечения инвестиций в развитие инновационных технологий на железнодорожном транспорте". В правилах применения тарифного коридора отдельно отмечено, что понижать индекс можно для стимулирования внедрения новой техники, в том числе новых типов вагонов и вагонных тележек. Ранее РЖД выступало с инициативой ввести для владельцев так называемых инновационных вагонов (с улучшенными характеристиками) скидку с тарифа - до 6% для полувагонов и до 3% для цистерн. Теперь же госмонополия по сути получает право делать это самостоятельно в рамках ценового коридора.

Президент РЖД Владимир Якунин говорил, что грузовые вагоны с новыми тележками "благоприятны для инфраструктуры и снижают ее износ". По такой логике, использование инновационных вагонов позволит госмонополии сократить затраты на содержание инфраструктуры.

РЖД также сможет снижать уровень тарифов "для поддержки иных отраслей экономики РФ" на основании решений Правительства. В таком случае компания будет получать компенсацию потерь в доходах за счет средств бюджета.

По мнению Владимира Савчука из Института проблем естественных монополий, устанавливая понижающие коэффициенты, РЖД может повысить свое конкурентное преимущество при перевозках грузов высокого передела, которые сейчас активно уходят на автотранспорт. При этом эксперт подчеркивает, что, снижая тариф для одних грузов, для обеспечения сходимости доходных поступления РЖД вынуждено будет вводить повышающие коэффициенты для других. В такой ситуации грузоотправители, которые целиком и полностью зависят от железнодорожного транспорта и не могут уйти на альтернативные виды транспорта, могут столкнуться с ростом тарифов.

Дорожает товар – дорожает услуга.

Повышать тарифы на свои услуги не более чем на 13,4% госмонополия будет исходя из стоимости товара на рынке. Так РЖД сможет применить повышающий индекс, если стоимость груза в течение 3 месяцев на 25% и более будет превосходить его среднюю стоимость за аналогичный период трех предшествующих лет. Это коснется только товаров, для которых транспортная составляющая в части регулируемых тарифов не превышает 20%, и стоимость которых определяется по результатам торгов на бирже или публикуется в справочно-аналитических материалах. Такое уточнение фактически позволяет исключить возможность повышения тарифов на перевозку большей части грузов первого тарифного класса (это социально значимые массовые, относительно дешевые сырьевые и топливно-энергетические, грузы).

Повысить тариф можно будет и при не предусмотренном прогнозом социально-экономического развития РФ росте стоимости потребляемых РЖД для осуществления грузоперевозок товаров и сырья, а также для рационального распределения грузопотоков. Железнодорожная монополия сможет повышать тариф в случае ограничения пропускной способности участков инфраструктуры, но не более чем на 2 года и только при наличии утвержденной программы развития пропускной способности конкретного участка и альтернативных железнодорожных маршрутов доставки грузов.

В случае изменения тарифов на грузовые транзитные перевозки на 5% и более относительно уровня экспортных перевозок РЖД при соблюдении ряда условий также сможет отрегулировать уровень тарифа.

Согласно порядку принятия соответствующих решений, РЖД не сможет использовать новые цены раньше, чем через 30 дней после публикации в печати информации о соответствующем решении.

Почти инвестсоставляющая

Правилами предусмотрена и возможность изменения уровня тарифов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры. В таком случае предельный уровень тарифов ФСТ устанавливает отдельно после рассмотрения предложений РЖД о конкретных проектах.

Средства от действия повышенных или пониженных тарифов можно будет направлять на финансирование (включая стоимость использования занимаемых на конкретный проект средств) отдельных участков инфраструктуры. Скорректированные тарифы будут устанавливаться для перевозок, ставки платы за которые определяются по маршруту, полностью или частично совпадающему с участками, финансирование которых осуществляется за счет действия данных тарифов.

Снижать тарифы РЖД в таком случае сможет для инвестора, который при этом пользуется услугами госмонополии на маршруте, пролегающем через финансируемый участок. Предусматривается, что за счет действия сниженных тарифов такой инвестор получит возможность возмещать стоимость использования заемных средств, направляемых на развитие инфраструктуры общего пользования (например, на расшивку узких мест). Повышенные тарифы должны быть направлены на компенсацию средств, которые в развитие инфраструктуры вкладывает сама госмонополия или частный инвестор, не потребляющий услуги компании на конкретном участке. Повышенные тарифы будут устанавливаться в отношении тех, чей маршрут пролегает через развиваемый объект.

Решение об изменении уровней тарифов в этом случае РЖД сможет принимать после утверждения ФСТ РФ ценовых пределов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, без согласования с регулирующим органом и федеральными органами исполнительной власти.

Неидеален и не сразу

Вообще целью внедрения механизма ценовых коридоров были заявлены повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта и создание благоприятных условий для грузовых железнодорожных перевозок. В.Савчук считает, что заданного набора коэффициентов будет достаточно, чтобы усилить потенциал железнодорожных перевозчиков в конкуренции с автотранспортом. При этом необходимо еще вводить регрессивные коэффициенты, зависящие от поясов дальности, чтобы определить сферы межвидовой конкуренции наиболее четко. Эксперт подчеркивает, что ценовой коридор лишь в ограниченном диапазоне является "инструментом тонкой настройки" тарифной системы и не компенсирует в полном объеме механизм установления исключительных тарифов. По его мнению, принимаемые тарифные решения будут оказывать положительное и отрицательное влияние на большее количество грузовладельцев.

По сути получается, что механизм тарифного коридора перекладывает часть функций по регулированию тарифов с органа регулирования - ФСТ РФ на сам субъект регулирования – РЖД. При этом в целом, исходя из правил применения данного механизма, он в значительной степени направлен на замещение действующей системы исключительных тарифов и, по всей видимости, инвестсоставляющей в тарифе. Напомним, РЖД в свою очередь предлагают включить в тариф на грузовые перевозки инвестсоставляющую на уровне 3-4%, необходимую для развития железных дорог.

Отметим, что РЖД не смогут использовать новый механизм сразу с 27 января. "Реализация принятых решений потребует от ОАО "РЖД" разработки соответствующего регламента принятия тарифных решений, принципиальные подходы к которому были рассмотрены на заседании межведомственной рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта под председательством заместителя председателя Правительства РФ А.В. Дворковича 20 декабря 2012г.", - уточняют в ФСТ РФ. Несмотря на то, что это внутренний документ, госмонополия должна представить его в Правительство к 15 февраля 2013г. после обсуждения с отраслевым сообществом. В РЖД говорят, что проект регламента уже подготовлен и проходит стадии согласования внутри компании.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: