Сибирское зерно, которого и так слишком мало утекает из региона
5 ноября в Новосибирске откроется очередной, пятый зерновой "круглый стол". Повестка мероприятия уже определена, но уже ясно какие темы станут на встрече сибирских участников зернового рынка наиболее обсуждаемыми. Одна из них, безусловно, тема дефицита зерна и его дороговизны в результате скудного урожая в Сибири в этом сезоне. Последствие этого факта не лучшим образом могут отразиться, прежде всего, на всей зерноперерабатывающей отрасли всего региона.
Алтайские зернопереработчики обеспокоены утечкой зерна из региона в ходе торгов в рамках государственных товарных интервенций. Об этом пишет altapress.ru в статье "Бизнесмены из европейской части России взвинчивают цены на алтайскую пшеницу из интервенционного фонда и вывозят ее из региона, усугубляя дефицит". В Алтайском крае в этом году собран самый низкий за последние 30 лет урожай, ощущается сильный дефицит зерна, - цитирует altapress.ru слова Валерия Гачмана, вице-президента Союза зернопереработчиков Алтая.
Ко всему этому дело осложняется еще тем, что в ходе государственных товарных интервенций за пределы края вывозится зерно из инвентаризационного фонда прошлых богатых урожаев в крае. Европейские потребители взвинчивают цены, делая зернопереработку нерентабельной. В правительстве приняли решение допустить к этим торгам покупателей со всей страны. "И вот, по словам Виктора Фоминых, президента Союза зернопереработчиков Алтая, 6-7 ноября участники торгов из других регионов (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Москва, Уральский федеральный округ) взвинтили цены до 8,4 тыс. рублей за тонну пшеницы третьего класса и до 8,125 тыс. рублей за четвертый класс", - пишет altapress.ru. "Мука из пшеницы, купленной по такой цене, неконкурентоспособна в европейской части страны", - подытожил Виктор Фоминых.
Сибирские регионы в этом году столкнулись с рекордным недородом урожая. От Омска до Красноярска и дальше вплоть до Дальнего Востока его собрали гораздо меньше, чем в прошлые годы. Сибиряки уже не помнят, когда было такое. Последний недород сопоставимого масштаба был в начале 1960-х, - вспоминают старожилы–аграрии, то есть практически 50 лет назад. В прошлом году сибиряки собрали очень хороший урожай. В самом результативном регионе Алтайском крае в 2011 году было собрано, по официальным данным, 4,4 млн. тонн зерна в бункерном весе. Это не рекордный урожай, а примерно среднегодовой объем за последние годы.
В этом году зерна было собрано гораздо меньше прошлогоднего уровня или около 2,3-2,4 млн. тонн. Не лучшим образом дела обстоят и в других сибирских регионах. В Новосибирской области - 1,8 млн. тонн зерна, годом ранее было получено около 3 млн. тонн. В Омской области не собрали даже 2 млн. тонн – на 1 млн. тонн меньше прошлогоднего. В Красноярском крае собрано около 1,8 млн. тонн против 2,7 млн. тонн в 2011 году.
Все эти факты ставят перед сибирскими участниками зернового рынка совершенно другие задачи, нежели те, которые были еще совсем недавно – весной этого года.
А весной этого года 11 апреля в Новосибирске тоже собирался зерновой "круглый стол". На прошлой встрече сибирских зерновиков и переработчиков настроения были совершенно другие. На послеобеденном форуме представители сибирских регионов обменивались мнениями по состоянию зернового рынка. Рефреном звучала одна и та же мысль – куда и каким образом будем реализовывать излишки зерна после рекордного урожая 2011-12 сезона. Лишь алтайские участники рынка не испытывали по этому поводу сильных тревог. Высокий спрос на пшеницу со стороны высокопродуктивной зернопереработки края, комфортные цены на пшеницу не давали поводов для отрицательных эмоций ни для фермеров, ни для переработчиков.
В тот период рекордный российский экспорт уже значительно опустошил амбары хозяйств Южного, Северо-Кавказского федеральных округов и европейской части России. Но, несмотря на активный российский экспорт, вывозить сибирское зерно к Черноморским портам экспортерам тогда все равно было невыгодно.
Тогда по данным Минсельхоза, в европейской части страны пшеница 3-го класса стоила примерно 6300 рублей за тонну, 4-го класса - около 6100 рублей за тонну, 5-го – чуть более 5700 рублей . Самая дорогая пшеница была в Южном Федеральном округе - около 7000 рублей за тонну. В Сибири тогдашние цены были гораздо ниже.
По данным РусАгриБизКонсалтинг, в то время Новосибирский мелькомбинат покупал пшеницу 3-го класса по 5400 рублей за тонну. На Алтае цены были еще ниже. ЗАО "Алтай-Злак" - цена закупа той же пшеницы 5200 рублей за тонну. "Алтайская крупа" – 5000 рублей за тонну. В Омской области пшеница стоила 4800 рублей, в Красноярском крае от 4700 до 5000 рублей за тонну. Сравните с ценами нынешними.
Сейчас тот же Новосибирский мелькомбинат покупает пшеницу по 8500 рублей за тонну, а "Алтайская крупа" по еще более высокой цене – 9500 рублей за тонну. Как говорится, почувствуйте разницу. В других регионах цены ненамного отличаются.
Но и в апреле, когда ситуация с зерном в России была намного благоприятней, а новый урожай даже не высвечивался, правительство России посчитало нужным провести интервенции. Тогдашний руководитель аграрного ведомства России Елена Скрынник отмечала, что "реализация запасов интервенционного фонда обеспечит дополнительное предложение на рынке, как по фуражному зерну для животноводства, так и по продовольственному зерну для мукомольных предприятий". Как результат, будут стабилизированы внутренние цены на зерно, которые с начала года выросли на 12%.
Никто тогда не думал о том, что "это только цветочки, а ягодки будут впереди".
Тогда мягкая пшеница 5 класса урожая 2008 г. продавалась по цене в 4755 рублей за тонну, мягкая пшеница 4 класса урожая 2008 года за 5627 рублей за тонну, фуражный ячмень урожая 2008 года – по 4644 рублей за тонну. А сейчас? По данным Объединенной зерновой компании, на последних торгах 7 ноября средневзвешенные цены реализованного зерна из интервенционного фонда составили: на пшеницу 3 класса — 7890,7 руб. за тонну, на пшеницу 4 класса — 7790,7 руб.
Ситуация стала совершенно иной. Дефицит пшеницы в Алтайском крае, да и вообще в Сибирском федеральном округе плюс дороговизна пшеницы делают производственные мощности мукомольной промышленности недовостребованными, а муку менее конкурентоспособной в России и на внешних рынках.
В общем, по России состояние зернового баланса вызывает опасения. Многие эксперты считают, что весной будущего года Россия может столкнуться с дефицитом зерна – ржи и пшеницы. Для внутреннего потребления до нового урожая в стране остается примерно по 3,5 млн. тонн зерна в месяц. Тогда как в прошлые годы среднемесячное потребление составляло 4,5–4,8 млн. тонн. В связи с этим России придется закупать зерно за границей. Скорее всего, этой заграницей будет Казахстан.
И что Казахстан? По мнению местных и зарубежных наблюдателей, Казахстану в этом году далеко до прошлогоднего изобилия. В текущем сезоне в Казахстане основные показатели пшеничного баланса значительно отстают от значений прошлого сезона. Кроме показателей по начальному пшеничному балансу, который возник в результате высокого урожая пшеницы 2011/12 года. По оценке FAS USDA, начальные запасы в текущем году составили 6647 тыс. тонн или 2,3 раза больше предыдущего сезона. Однако, по данным агентства по статистики РК, пшеницы на начало сезона (на 1 июля) в Казахстане было больше - 9 375 955 тонн.
За два года Казахстан снизил посевные площади под пшеницу на 1 млн. тонн, в том числе из-за проводимой Минсельхозом политики по диверсификации посевных площадей, которая предполагает постепенный отход от доминирования монокультуры пшеницы в растениеводстве. Это наряду с другими факторами сказалось на снижении объема урожая в этом году.
Тем не менее, Казахстан в текущем году, по прогнозу FAS USDA, собрал с площади в 13,5 млн. га 10,5 млн. тонн пшеницы, что составило 46,2% от уровня предыдущего сезона, но все-таки превышает уровень засушливого сезона 2010/11.
Потребление пшеницы в текущем сезоне прогнозируется экспертами на более низком уровне – 6,6 млн. тонн (7,6 млн. тонн в прошлом сезоне), в том числе 2 млн. тонн на кормовые цели. Это меньше уровня предыдущего года соответственно на 13,2 и 23,1% соответственно. Уменьшение потребления пшеницы будет компенсировано, как и в соседней России, альтернативными кормами. Уменьшение использования пшеницы на продовольствие связано с корректировкой реальных норм потребления хлеба в Республике Казахстан (РК).
Экспорт пшеницы в РК в 2012/13 сезоне уменьшится на 34,2% до 7,5 млн. тонн. В случае если прогнозы оправдаются, Казахстан останется к новому сезону с конечными запасами в 3057 тыс. тонн (46% от прошлого сезона), абсолютный уровень которых вполне комфортен для продовольственной безопасности республики.
К концу 2012/13 года Россия придет с рекордно низкими конечными запасами пшеницы – 54,9% от запасов предыдущего сезона или 5475 тыс. тонн. Несмотря на более высокий абсолютный уровень запасов в России, коэффициент уровня запасов к численности населения несопоставим. Если в Казахстане он составит примерно 182,3 кг на человека, то в России он будет чуть более 38 кг.
Казахстан стратегический партнер России, связан с ней общими экономическими и таможенными границами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. По заявлениям всех компетентных и высокопоставленных лиц Казахстана, республика не собирается вводить ограничительные экспортные меры, основное зерно лежит на севере республики вблизи российских границ. Импорт может поправить российский зерновой баланс. Единственным ограничением импорта казахстанской пшеницы может стать ее цена.
Сейчас казахстанский государственный зерновой оператор "Прокорпорация", ныне самый крупный держатель зерна в Казахстане, проводит через биржу ЕТС продажу пшеницу в экспортном направлении. Эта компания, в основном, и задает тон в экспортных продажах казахстанского зерна. Цена пшеницы 3 класса минимальными партиями в 5000 тонн на различных экспортных переходах колеблется от 315 до 370 долларов за тонну. На условиях отгрузки зерна с элеваторов Северного Казахстана, Акмолинской и Костанайской областей (EXW) цена минимальной партии пшеницы в 1000 тонн – 45000 тенге или около 9415 рублей. Чтобы купить зерно дешевле, его нужно собирать по необъятным просторам Казахстана более мелкими партиями, что само по себе накладно.
Ясно одно: ни казахстанские зернопроизводители, ни крупные трейдеры не будут продавать в этом сезоне пшеницу дешево. Рыночные игроки попытаются выжать все возможное из сложившейся конъектуры и покрыть убытки от недорода урожая, который тоже имеет место быть в Казахстане, как и в России.
Сейчас пока трудно предположить, как будут развиваться события дальше. Могут быть вполне возможны и другие рыночные сценарии, вплоть до введения правительством России тех или иных ограничительных мер по экспорту, не смотря на настойчивые заявления, что их не будет.
Как будут развиваться события дальше, в некоторой степени может прояснить и встреча сибирских зерновиков за круглым столом 15 ноября в Новосибирске с участием экспертов и ведущих рыночных игроков.