Инфраструктура Украины недостаточно развита для экспорта зерна - эксперт
Украина в настоящее время не имеет возможности с помощью своей транспортной инфраструктуры экспортировать зерно из других стран, сказал президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко во время телемоста Москва-Киев-Астана на тему "Перспективы зернового пула: Россия, Украина, Казахстан".
Премьер Украины Николай Азаров в ноябре предложил вернуться к идее создания трехстороннего зернового пула Украины, Казахстана и России, которые вместе дают около 20% мирового экспорта зерна. Идея создания Причерноморского зернового пула, в который вошли бы Россия, Украина и Казахстан, была озвучена впервые в 2009 году, однако не получила активного развития. Вместе с тем, летом этого года первый вице-премьер РФ Виктор Зубков говорил, что России поступают предложения от Украины и Казахстана вернуться к этой идее.
В то же время представители зернового бизнеса проявляют по отношению к этой теме осторожность.
"Сегодня говорить о том, что Украина своим вагонным парком или перевалками в порту может еще дополнительно экспортировать объемы (зерна) из других стран, просто не приходится, простая арифметика показывает, что у нас не хватает своих мощностей", - отметил Клименко.
"Урожай у нас в этом году совершенно уникальный, экспортировать надо очень много. Если взять зерно, продукты переработки, мы должны экспортировать порядка 32 миллионов тонн. Емкость наших портов позволяет на сегодня эффективно экспортировать до 36 миллионов тонн, то есть мы находимся на пределе", - сказал Клименко.
Он отметил, что Украине необходимо думать о привлечении инвесторов, а разговоры о зерновом пуле их пугают.
"Сегодня даже разговоры о зерновом пуле очень отрицательно действуют на инвесторов, которые работают на Украине. (...) Разговоры о том, что мы совместно будем торговать тем, что вырастили другие люди, это отрицательный сигнал для инвесторов. А нам сегодня нужны инвесторы для строительства вагонов, три тысячи вагонов нам нужно построить, нам нужно построить 30 миллионов тонн емкостей, а стоимость строительства одной тонны - 200 долларов. Нам нужно найти инвесторов на 6 миллиардов долларов, чтобы нам строить новую элеваторную промышленность. Поэтому то, что касается зернового пула - нам нужно очень внимательно исследовать эту проблему", - подчеркнул Клименко.
"У нас великолепное сотрудничество может быть по семенам, (...) по технике, по удобрениям, и оно идет между нашими компаниями, есть куда расширяться. Когда мы говорим о торговле и о том, что мы будем торговать, чтобы заработать больше денег и поднять мировую цену, здесь мы должны быть очень осторожными", - сказал Клименко.
Директор департамента по управлению ресурсами зерна казахстанской государственной "Продовольственной контрактной корпорации" Сабит Кашкимбаев, принимавший участие в видеомосте, также считает сомнительной реализацию идеи создания Причерноморского зернового пула.
В то же время президент Российской зерновой ассоциации Аркадий Злочевский отметил, что речь идет о выработке общих правил для устранения конкуренции не между компаниями, но между странами, которая существует в сфере экспорта зерна только в Причерноморском бассейне.
"Это приводит к достаточно серьезным потерям. Украина, Казахстан и Россия теряют в цене как минимум 10 долларов с тонны по отношению к конкурентам. Это объективное обстоятельство потерь от дополнительной конкуренции, помимо коммерческой, и приводит к идее объединения усилий с тем, чтобы нивелировать эти потери", - отметил Злочевский, добавив, что существует и ряд других аргументов.
При этом он подчеркнул, что теперь, возвращаясь к идее создания зернового пула, следует учитывать, что кооперироваться придется уже не трем странам, а Украине и Евразийскому Союзу, поскольку в рамках взаимоотношений России и Казахстана этот пул в автоматическом режиме будет реализован.