Арабы готовы рассмотреть вопросы экспорта казахстанской пшеницы
ОАЭ готовы рассмотреть вопросы экспорта казахстанской пшеницы. Однако окончательное решение еще не принято. Пока Продкорпорация только прорабатывает возможности поставки зерна в ОАЭ.
В рамках рабочего визита в ОАЭ глава Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с заместителем верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ, наследным принцем эмирата Абу-Даби шейхом Мухаммедом бен Заид Аль Нахаяном. С учетом больших объемов урожая казахстанского зерна, собранного в текущем году, эмиратская сторона готова рассмотреть вопросы экспорта казахстанской пшеницы. Конкретно об объемах возможных поставок в ОАЭ не сообщается. Если они состоятся, Казахстан, возможно, сможет вытеснить с зернового рынка ОАЭ австралийских и американских поставщиков пшеницы.
По словам управляющего директора АО «НК «Продкорпорация» Марата Сейсенова, поставку зерна в ОАЭ может произвести любая организация, имеющая разрешительные документы на экспорт зерна. Вместе с тем, при заинтересованности импортеров ОАЭ в закупе казахстанской высококачественной пшеницы, сама Продкорпорация уже готова к сотрудничеству.
Марат Сейсенов выделяет два возможных маршрута транспортировки зерна до ОАЭ: маршрут №1 - черноморские порты России и Украины - с фрахтом морского судна до порта назначения. Порты ОАЭ: Джабель Апи, Порт-Рашид - в Дубае, Заид - в Абу-Даби. Маршрут № 2: порт Актау - до порта Амирабан и далее по территории Ирана до южного порта Бандерас с фрахтом морского судна до порта назначения.
Несмотря на то, что протяженность первого маршрута выше, что увеличивает сроки транспортировки, и на то, что в результате этого возникают риски по потере качества, замдиректора ТОО «Зерновая индустрия» Казыбек Омаров все же считает его удобнее, так как он - дешевле в плане транспортных затрат , что повышает конкурентоспособность зерна. Также первый маршрут привлекательнее в плане организации - легче получить вагоны, корабли, сухогрузы,- цитирует Омарова Kursiv.kz.
Второй маршрут - короче, но дороже, к тому же возникает много проблем в организации логистики. К. Омаров сомневается, что с открытием новой ж.-д. ветки «Узень - Горган» ситуация с перевозкой зерна по данному маршруту изменится в положительную сторону, так как в ситуации с вагонами улучшений не произошло.
Рынки стран данного региона являются традиционными для австралийской и американской пшеницы ввиду большей конкурентоспособности этих стран. Конкурентоспособность эта достигается за счет наличия у них прямого выхода к открытым морям и дешевизны морских перевозок по сравнению с железнодорожными.
Как стало известно, как таковой смены поставщиков еще не произошло, а эпизодические поставки незначительных объемов - не в счет. О смене поставщиков можно будет говорить при стабильных поставках значительных объемов. Поставки зерна будут осуществляться субъектами рынка, сумевшими заключить выгодные контракты с компаниями из ОАЭ. Это могут быть и Продкорпорация, и крупные зерновые компании, и посредники.
«Фермеры не имеют таких больших ресурсов для организации поставок зерна в далекие ОАЭ. Больше шансов осуществить поставки - у посредников, так как у покупателей и продавцов из разных стран - разные условия покупки и взаимоотношений с контрагентами, разные стандарты зерна, условия контрактов и, в конце концов, они общаются на разных языках», - говорит К. Омаров.
Зерно на экспорт
Министерство сельского хозяйства РК оценивает экспортный потенциал урожая 2011 года в 15 млн тонн, продовольственная контрактная корпорация уже закупила у аграриев более 2,5 млн тонн зерна.
Напоминаем, что в прошлом сельскохозяйственном году, который завершился 30 июня, Казахстан снизил экспорт зерна и муки до 5,9 млн т с 8,4 млн т годом ранее. Традиционными импортерами зерна из Казахстана являются страны Центральной Азии и Прикаспийского региона. Власти обещали стимулировать поставки на внешние рынки через Черное и Балтийское моря 2,5 млн т пшеницы, частично возмещая транспортные затраты экспортерам в размере $40 за тонну.