ОЗК и группа "Сумма" построят терминал по перевалке зерна на Дальнем Востоке за 5 млрд руб
ОАО "Объединенная зерновая компания" (ОЗК), государственный оператор на рынке зерна, и ООО "Дальпорт" (входит в группу "Сумма") подписали соглашение о сотрудничестве по строительству на Дальнем Востоке терминала по перевалке зерна, объем инвестиций в который может составить до 5 миллиардов рублей, сообщили агентству "Прайм" представители обеих компаний.
Предусматривается совместное строительство и эксплуатация терминала в морском порту "Восточный" (Приморский край). Предполагаемая мощность терминала по экспортной перевалке зерна составит до 5 миллионов тонн в год, по обработке импортных грузов - до 0,5 миллиона тонн в год.
Для реализации проекта будет создана специальная компания, которая приступит к строительству в 2012 году и завершит его в 2014 году. Доли сторон в этой компании и параметры финансирования проекта будут определены позднее.
Строительство терминала поможет развивать экспорт российского зерна в Азию. "Мы видим потенциал Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по увеличению производства и экспорта качественного российского зерна. Но существующая сегодня инфраструктура по перевалке зерна на Дальнем Востоке не отвечает ни возможностям российских производителей, ни потребностям динамично развивающихся азиатских рынков", - считает генеральный директор ОЗК Сергей Левин.
Кроме того, по словам первого вице-президента группы "Сумма" Александра Винокурова, сибирские производители зерна имеют очень ограниченный доступ к экспортным портам Азовско-Черноморского бассейна из-за их перегруженности зерном из Южного федерального округа и Поволжья, а также из-за высоких железнодорожных тарифов на перевозку зерна.
"Производители зерна в Сибири производят зерновые в объеме, существенно превышающем потребление в регионе. По разным оценкам, профицит составляет порядка 5 миллионов тонн в год", - добавил Винокуров. Он подчеркнул, что спрос на зерновые в мире в ближайшие 40 лет по всем прогнозам будет расти, и Россия является одной из немногих стран, которая обладает реальными возможностями по увеличению производства и экспорта зерновых.
"Поэтому строительство экспортоориентированного порта на Дальнем Востоке предоставит российским производителям зерновых в Сибири хорошие шансы не только завоевать азиатские рынки, но и даст стимул для дальнейшего увеличения объема производства зерновых", - отметил вице-президент группы "Сумма".
Для увеличения экспорта сибирского и дальневосточного зерна по Восточному зерновому коридору также необходимо строительство грузоформирующих узловых элеваторов и наличие собственного парка зерновозов, добавил Левин. Кроме того, одним из важнейших условий эффективной реализации инвестиционных проектов по созданию Восточного зернового коридора является решения о субсидировании части транспортных расходов при железнодорожных перевозках зерна в дальневосточные порты, отмечает гендиректор ОЗК.
По оценке Российского зернового союза, Россия может нарастить экспорт зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) как минимум до 2-3 миллионов тонн в год при создании соответствующих перевалочных мощностей на Дальнем Востоке. В целом, по прогнозу Минсельхоза РФ, экспорт российского зерна к 2020 году может достигнуть 40 миллионов тонн в год.
ОАО "Объединенная зерновая компания" - российская государственная агропромышленная компания, созданная в соответствии с указом президента РФ от 20 марта 2009 года в целях развития инфраструктуры зернового рынка, реализации экспортного потенциала российского зерна на мировом рынке, проведения торгово-закупочной деятельности на внутреннем зерновом рынке. В качестве вклада в уставный капитал правительство передало ОЗК пакеты акций 30 предприятий, которые находятся в 18 субъектах РФ.
Группа "Сумма" - это диверсифицированный холдинг, объединяющий активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах. Компании, входящие в группу, присутствуют в почти 40 регионах России и за рубежом. В перечень активов инвестгруппы входят ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания", ОАО "Первая горнорудная компания", "Сумма телеком" и ряд других предприятий. Основатель и акционер компании Зиявудин Магомедов.