С миру по зернышку. На Дальнем Востоке вновь планируют построить зерновой терминал
1 ноября 2011 09:35
«Объединенная зерновая компания» (ОЗК) заявила о намерении реализовать проект Дальневосточного зернового терминала, предположительно в порту Восточный (Находка). О готовности построить собственный терминал уже сейчас заявляет руководство Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), однако для этого необходимо участие в проекте зернотрейдеров. Эксперты считают, что терминал логичнее построить вне Владивостока, так как городской порт ограничен жилой зоной.
О намерении ОЗК построить на Дальнем Востоке зерновой терминал мощностью перевалки до 5 млн т зерна в год рассказал на встрече представителей японских деловых кругов с Российской зерновой миссией в Токио заместитель гендиректора компании Арам Гукасян. Как рассказал „Ъ“ пресс-секретарь ОЗК Виктор Крупенин, терминал будет способен ежегодно осуществлять перевалку до 3 млн т зерна к 2015 году и до 5 млн т к 2017 году (последний показатель, отметим, превышает мощность крупнейшего на данный момент российского зернового терминала, который работает в Новороссийске). «Об объеме инвестиций в проект говорить преждевременно, но реализовываться он будет в рамках государственно-частного партнерства. Реализация этих планов будет напрямую зависеть от решения вопросов, связанных с отводом земли под будущий терминал, а также развития портовой и внешней транспортной инфраструктуры»,— отметил господин Крупенин.
В настоящее время, сообщили в ОЗК, проводится обоснование инвестиций в проект. Работы по проектированию объекта, по словам Виктора Крупенина, начнутся после того, как будет определено место расположения будущего зернового терминала. «Сейчас рассматривается несколько вариантов его размещения, в числе наиболее вероятных — порт Восточный»,— пояснил господин Крупенин.
До настоящего момента зерновые грузы в порту Восточный (Находка) не перерабатывались. И.о. капитана порта Геннадий Кукунин сообщил „Ъ“, что строительство зернового терминала предусматривалось в плане перспективного развития порта, разработанного «СоюзморНИИпроектом» еще в 2002 году. «До настоящего времени никаких работ по строительству дополнительных перегрузочных терминалов в порту не производилось»,— пояснил господин Кукунин. В 2010 году, по его словам, на рассмотрение администрации порта «была представлена декларация о намерениях строительства нового перегрузочного комплекса мощностью 10 млн т». Как отметил господин Кукунин, номенклатура грузов в документе содержала и зерновые.
На сегодняшний день в Дальневосточном регионе перевалку зерна на экспорт осуществляет только ВМТП. За девять месяцев 2011 года, по данным пресс-службы компании, ВМТП отгрузил на экспорт 34,7 тыс. т зерна. С учетом перевалки в каботажном направлении еще 10,8 тыс. т зерновые в общей грузопереработке ВМТП за этот период заняли всего 0,95%. В порту, правда, достигнутый уровень по зерну назвали «беспрецедентным для дальневосточного портового комплекса за последние десять лет». Гендиректор порта Владимир Корчанов заверил, что ВМТП «в полной мере готов участвовать в процессах, направленных на развитие экспортного потенциала отечественного зерна». Существующие мощности позволяют обрабатывать по варианту «вагон — судно» до 1 млн т зерна в год, говорилось в октябрьском заявлении порта. Отметим, что общероссийский экспорт, по оценкам Минсельхоза, составит в этом сельскохозяйственном году 18–20 млн т.
По словам директора пресс-службы ВМТП Алексея Довбыша, проект зернового терминала ВМТП уже готов, цена вопроса — около $35 млн. Возвести терминал, как отметил Алексей Довбыш, порт «и самостоятельно сможет», начав его строительство «хоть в следующем году». Однако, по словам собеседника, «ВМТП нужен партнер». «Чтобы организовать логистическую схему, позволяющую порту работать с объемами зерновых, превышающими 1–1,5 млн т в год, необходимо инвестировать еще и в вагоны-зерновозы, которые сегодня в большом дефиците»,— сказал господин Довбыш. По его словам, понадобятся не менее 1 тыс. единиц подвижного состава и элеваторы на юге Сибири, а реализация проекта возможна только при подключении к нему зернотрейдеров.
Эксперты между тем подчеркивают, что рынок АТР «очень интересен для России» и «объемы потребления зерна там будут только нарастать». Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут уверен, что проект ОЗК будет реализован. «Если терминал будет построен, Сибирь получит выход на экспортные рынки АТР»,— отмечает он.
С точки зрения перспективы развития, зерновой терминал должен быть построен в порту Восточный, считает директор Тихоокеанского центра стратегических разработок экономист Михаил Терский. «Дело в том, что у ВМТП есть один существенный недостаток — он находится в жилой зоне. Поэтому его развитие ограничено, и в первую очередь потому, что ему некуда расширяться. Также ограничены подъездные пути к нему. В порту Восточный таких ограничений нет. К тому же там всю логистическую систему можно выстроить заново»,— считает специалист.