Новороссийскому порту удалось избежать margin call на 2 млрд. долларов
Недавний обвал фондовых рынков едва не стал роковым для Новороссийского морского торгового порта (НМТП). После того как котировки порта упали до двухлетнего минимума, у компании произошел margin call по кредиту Сбербанка почти на 2 млрд долл. Впрочем, банк согласился пойти навстречу проблемному должнику и не стал требовать досрочного погашения займа.
В январе 2011 года группа НМТП (объединяет стивидорные компании Новороссийского морского торгового порта и Приморского торгового порта) получила в Сбербанке кредит в размере 1,95 млрд долл. сроком на семь лет для покупки порта Приморска (ПТП). Залогом по кредиту стали 50,1% акций НМТП (этот пакет находится в совместной собственности государственной «Транснефти» и группы «Сумма»). Кроме того, свое поручительство предоставил ПТП. При этом банк получил возможность досрочно потребовать погашения кредита в случае несоблюдения портом оговоренного соотношения долг/EBITDA или в случае падения котировок акций порта ниже определенного уровня.
Как сообщается в отчетности НМТП по МСФО, в августе из-за падения стоимости бумаг порта Сбербанк получил право потребовать досрочного погашения кредита. Однако компании удалось убедить банк не делать этого. Стоит отметить, что 24 августа бумаги НМТП подешевели до 6,2 долл. за штуку, до двухлетнего минимума. Рыночная цена 50,1% акций стивидорной компании на тот момент составляла менее 1,5 млрд долл., то есть почти на четверть меньше кредита Сбербанка.
Заместитель гендиректора по финансам и экономике НМТП Андрей Бубнов рассказал РБК daily, что никаких дополнительных гарантий от стивидорной компании за отказ от права требования досрочного погашения кредита Сбербанк не просил. «Группа НМТП является на сегодняшний день одним из лучших заемщиков в нашей стране по кредитному качеству. То, что произошло с нашими акциями, является исключительно результатом внешних факторов», — подчеркнул г-н Бубнов. В Сбербанке не стали комментировать взаимоотношения с НМТП.
Екатерина Андреянова из Rye, Man & Gor Securities соглашается, что падение котировок НМТП вызвано, по большей части, нестабильностью на внешних рынках. «И в этих обстоятельствах не было смысла затевать историю с досрочным погашением долга, проще было оставить все, как есть, — рассуждает она. — Кроме того, банк отдавал себе отчет в том, что НМТП не погасит в одночасье такой кредит». С этим согласен и глава агентства InfraNews Алексей Безбородов. «Сбербанку совершенно неинтересно банкротить такое здоровое предприятие, как НМТП. Котировки компании на Лондонской бирже — не показатель того, что в НМТП дела идут плохо. Там очень маленький free float», — говорит эксперт.
Финансовые показатели НМТП подтверждают, что положение компании стабильно. Чистая прибыль порта за первое полугодие 2011 года по МСФО выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,4 раза, до 307,9 млн долл., а выручка увеличилась на 1,9%, до 494 млн долл. Правда, грузооборот НМТП в первом полугодии снизился на 1,4%, до 76,8 млн т. Андрей Бубнов прогнозирует дальнейший рост показателей компании. «Главный груз, по которому мы видим рост, это зерно. Также мы прогнозируем улучшение показателей по перевалке контейнеров, железной руды, цемента, минеральных удобрений», — говорит представитель НМТП.
Согласно отчетности НМТП, на начало июля общий долг компании составлял 2,5 млрд долл., большая часть приходилась на долгосрочные кредиты. В первом полугодии на обслуживание долга компания потратила 67,7 млн долл. (в 4,5 раза больше, чем год назад). Несмотря на это, банки продолжают охотно одалживать НМТП деньги: в сентябре Раффайзенбанк выдал компании 110 млн долл. на строительство мазутного терминала в Новороссийске (НМТ) в объеме 110 млн долл. на семь лет.