Новороссийский морской торговый порт отчитался об итогах работы за 2010 год. Компания сократила выручку почти на 6%, до $635 млн, из-за государственного запрета на экспорт зерна. Тем не менее порт по-прежнему демонстрирует одни из самых высоких в транспортной отрасли показателей рентабельности.
ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) опубликовало отчет по МСФО за 2010 год. Согласно документу, порт в прошлом году сократил объем выручки на 5,9%, до $635,3 млн. Это коррелирует с обнародованными ранее операционными итогами — снижением в 2010 году грузооборота на 5,7%, до 81 млн тонн.
Основной удар по бизнесу крупнейшего в стране морского порта нанесло государство. «Потери от введенного 15 августа 2010 года государственного эмбарго на экспорт зерна из РФ составили $39,9 млн»,— говорится в сообщении НМТП. Однако, несмотря на увеличение себестоимости услуг на 2,5%, до $242 млн (при условии снижения их общего объема), компании удалось продемонстрировать прибыль. Она даже выросла на 2,5%, до $258,4 млн. Рост объясняется увеличением выручки от оказания дополнительных услуг — хранения, экспедирования, оформления таможенной документации, ремонта судов. Кроме того, на показатель чистой прибыли повлияло и сокращение потерь от курсовых разниц, на которых в 2009 году порт потерял $25,3 млн, а в 2010 году — вдвое меньше.
Скорректированная EBITDA порта (рассчитанная как прибыль до налогообложения, увеличенная на сумму амортизационных отчислений, чистых финансовых расходов и курсовых разниц) сократилась на 3,5%, до $415,9 млн, операционная прибыль — на 5,8%, до $346,4 млн. Задолженность группы НМТП по кредитам и займам на 31 декабря 2010 года составляла $321,3 млн.
Последний показатель не учитывает кредит в $1,95 млрд, который НМТП взял у Сбербанка для приобретения 100% долей ООО «Приморский торговый порт» (ПТП) за $2,153 млрд. Сделка по присоединению ПТП завершилась только 21 января, в связи с чем в отчетности НМТП за 2010 год показатели порта Приморска не учитывались. Эта сделка стала частью сделки по продаже контрольного пакета НМТП (50,1% акций) Александром Пономаренко, Александром Скоробогатько и Аркадием Ротенбергом совладельцам ПТП — «Транснефти» и «Сумме Капитал». Сумма сделки официально до сих пор не раскрыта.
Сокращение выручки и ряда финансовых показателей тем не менее не повлияло на рентабельность порта, которая по-прежнему остается одной из самых высоких в российской транспортной отрасли. По расчетам UBS, рентабельность НМТП по чистой прибыли в этом году составила 38,3%, по EBITDA — 62%. Другие российские порты пока не отчитались по 2010 году, однако по итогам предыдущих периодов их рентабельность составляла 15–30%, редко превышая верхнюю планку. Максимальную рентабельность традиционно показывал нефтяной порт Приморск: в 2008 году рентабельность по чистой прибыли составила 57%, в 2009 году — 51%. Для сравнения: у железнодорожной компании Globaltrans показатели рентабельности в 2010 году составляют 16% по чистой прибыли и 43% по EBITDA.
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» полагает, что высокие показатели рентабельности НМТП отражают его «комфортное положение на юге России». «В этом регионе конкуренция между морскими терминалами ниже, чем, например, на Дальнем Востоке, где работают пять сопоставимых по масштабам компаний, имея, безусловно, меньшую рентабельность»,— говорит эксперт, полагая, однако, что в 2011 году ситуация с грузооборотом НМТП и его финансовыми показателями вряд ли улучшится. В первом квартале грузооборот порта сократился примерно на 4% и, по мнению господина Рожкова, «пока предпосылок по увеличению потоков грузов, которые бы помогли заместить выпадающие доходы от запрета по перевалке на зерно, не заметно».