23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Е.Скрынник: Еще раз о доведении до сельхозтоваропроизводителей средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ

20 апреля 2011 06:57

Выступление на селекторном совещании по вопросу доведения до сельхозтоваропроизводителей средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, 19.04.2011, Дом Правительства РФ, г.Москва

Уважаемые участники совещания!

Финансирование Госпрограммы развития сельского хозяйства происходит в соответствии с Соглашениями, которые Министерство подписывает с регионами. По состоянию на 24 февраля они все были заключены.

С учетом опыта прошлого года были внесены изменения в регламент финансирования: субъектами подписаны графики доведения средств. Также предусмотрены еженедельные отчеты по доведению средств не только федерального, но и региональных бюджетов.

В этом году Председателем Правительства была поставлена задача по своевременному доведению средств государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей с целью своевременного и эффективного проведения весенних полевых работ.  Ставилась задача направить до 30% предусмотренных средств получателям уже в первом квартале.

Что было сделано?

По состоянию на 15 апреля профинансированы все заявки регионов. В субъекты направлено более 26 млрд. рублей - это 25% от годовых лимитов (104,8 млрд. руб.).

Из общего объема перечисленных средств, 20 млрд. 700 млн. (80%) – это возмещение процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам, то есть средства, которые напрямую влияют на финансирование весенней посевной кампании. Это «живые деньги», то есть оборотные средства сельхозпроизводителей, которые идут на приобретение ГСМ, минеральных удобрений, семян, обслуживание и ремонт техники.

Анализ доведения средств до конечных получателей показал, что по состоянию на 15 апреля федеральные средства освоены в объеме 14 млрд. 600 млн. рублей – это всего 56% от объема средств полученных регионами на эту дату.

Необходимо отметить, что регионы разными темпами доводят средства до сельхозтоваропроизводителей. Например, в таких регионах как Ставропольский край – 100%, Ростовская и Магаданская области – 99%, Забайкальский край – 99%, Свердловская область – 95%.

Но есть регионы, где темпы доведения значительно ниже общероссийских. Например, Республика Дагестан. Соглашение было заключено 8 февраля, заявка на финансирование поступила в Министерство только 15 марта (на 287 млн. рублей). В этот же день средства были перечислены в Республику. Но до сельхозтоваропроизводителей на сегодняшний день дошло только 124 млн. рублей или 43%. Похожая ситуация в Еврейской  Автономной Области (13%), Кемеровской (40%) и Калининградской (22%) областях, Краснодарском крае (5%), Приморском крае (25%).

Противоположный пример – Башкортостан. Соглашение было заключено 11 февраля, заявка представлена 15 февраля. В этот же день были перечислены средства в объеме 171 млн. и вся сумма была направлена сельхозтоваропроизводителям еще в марте.

 Почему возникают проблемы с доведением средств?

Первое. Низкая эффективность работы региональных органов АПК (низкая исполнительская дисциплина). 24 февраля Министерством завершена работа по подписанию Соглашений, утверждены графики доведения средств. В течение недели большинство субъектов направили нам заявки на перечисление средств господдержки. Все они были исполнены Министерством в полном объеме в течение 2 рабочих дней после поступления обращения из региона.

Многие регионы, такие как Астраханская и Ульяновская области, Забайкальский край, Хабаровский край по каким-то причинам подготовили заявки только к середине марта, хотя соглашения все были подписаны еще в феврале.

Ряд регионов, например, Калининградская  и Кемеровская области, наоборот - заявки представили, деньги получили, а выплату получателям начали только в конце марта и начале апреля. При этом, несмотря на неоднократные обращения Министерства, каждый регион считал возможным поступать с полученными средствами федерального бюджета так, как он считал нужным. В результате, сельхозтоваропроизводители не получили деньги.

Хочу отметить, что после Президиума Правительства в четверг, Министерством получены дополнительные заявки от регионов на 14 млрд. рублей и в пятницу все средства в субъекты были перечислены. Общая сумма направленных в регионы средств на сегодня составляет 40 млрд. рублей. Но остается вопрос, в какой срок эти средства будут доведены до сельхозтоваропроизводителей.
Также после Президиума, в течение 2х дней (пятница и понедельник) регионы перечислили получателям 2 млрд. 200 млн. рублей.

Отдельно хочу остановиться на вопросе софинансирования Госпрограммы из региональных бюджетов. Здесь ситуация еще хуже.

Перечислено  получателям только 5 млрд. 100 млн. рублей или 14% годовых объемов (37,1 млрд. руб.). Причем в некоторых регионах финансирование практически еще не начато. В Костромской области – это 0,5%, Оренбургской – 3,4%,  Челябинской - 2,8%, Республике Калмыкия – 2,8%, Адыгее - 4,7%, Дагестане - 1,2%,   Ингушетии – 2,6%.

В тоже время, в ряде регионах ситуация прямо противоположна.  В Магаданской области из регионального бюджета получателям направлено 47% средств, в Хабаровском крае - 45%, Республике Алтай - 35%, Ярославской области – 30%, Ленинградской области – 34%.

Хочу напомнить, что все регионы подписали с Министерством соглашения, где взяли на себя обязательства своевременно и в полном объеме финансировать мероприятия Госпрограммы. Пока значительным количеством регионов эти обязательства не выполняются. В результате, опять страдают сельхозтоваропроизводители.

Вторая причина несвоевременного доведения средств – это неэффективное финансовое планирование. Анализ графиков доведения регионами средств за первый квартал показал, что фактические показатели в ряде регионов серьезно отличаются от запланированных. Такая ситуация характерна для Белгородской (65%), Нижегородской (60%), Иркутской (11%) областей, Республик Мордовия (58%) и Татарстан (47%), Забайкальского края (18%), 

По информации субъектов основными причинами неосвоения средств являются:

  • низкая активность сельхозпроизводителей,
  • передача полномочий по доведению средств муниципальным образованиям, что увеличило временные сроки,
  • предоставление получателями субсидий неполного пакета документов,
  • наличие у производителей задолженностей по обязательным платежам и сборам.

В основной своей массе эти факторы носят технический характер и при наличии эффективно выстроенной системы по доведению средств могли бы быть легко устранены. Необходимо проводить комплексную информационно-разъяснительную работу и самое главное – делать это своевременно, а не в период, когда весенняя кампания уже началась.

Уважаемые коллеги,
Хочу обратиться к губернаторам с просьбой об усилении контроля за деятельностью региональных органов управления АПК. В противном случае, мы рискуем столкнуться с ситуацией, аналогичной прошлогодней, когда в конце года некоторые регионы отказались от 3 млрд. 600 млн. рублей субсидий на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам.

Основной причиной такой ситуации стало некорректное планирование потребности в данном виде государственной поддержки. Если бы регионы своевременно (до конца первого полугодия) проанализировали реальную потребность в доведенных лимитах, неосвоенные средства можно было бы направить на другие направления в соответствии с мероприятиями Госпрограммы.
Прошу губернаторов взять этот вопрос под личный контроль.

***

В завершении своего выступления хочу отметить, что в целях оперативного контроля за ситуацией Министерством принят и реализуется комплекс мер:

  • ведется системный мониторинг отчетности регионов финансированию отрасли (еженедельно),
  • каждую неделю проводятся совещания с сельхозтоваропроизводителями, то есть мы получаем обратную связь от получателей субсидий, прежде всего от фермерских хозяйств,
  • по каждому региону сформирован реестр получателей средств господдержки,
  • проводятся еженедельные совещания с руководителями органов АПК субъектов по доведению бюджетных средств,
  • письменно информируем руководителей регионов о возникающих проблемах финансирования мероприятий Госпрограммы,
  • по фактам недоведения средств господдержки проводятся выездные проверки.

В дальнейшем, с учетом результатов работы за первый квартал, меры контроля со стороны Министерства будут усилены и информация в оперативном порядке будет предоставляться в Правительство РФ.
Спасибо.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: