Из-за отсутствия экспортного зерна Казахстана невостребованным простаивает четверть парка вагонов-зерновозов КТЖ
Из-за отсутствия экспортного зерна Казахстана невостребованным простаивает четверть парка вагонов-зерновозов Национальной железнодорожной компании «Казахстанские железные дороги» (КТЖ), сообщает газета «Гудок».
В настоящее время на станциях КТЖ простаивают 1330 порожних зерновозов. Всего в инвентарном парке компании насчитывается 5221 зерновоз. Простои объясняются снизившимися объемами перевозок. В январе – марте 2011 года КТЖ обеспечена погрузка 1,006 млн тонн зерна, что на 45% меньше, чем в аналогичный период 2010 года, в том числе 431,4 тыс. тонн было отгружено на экспорт (-64%).
Как рассказал начальник управления корпоративного развития «Казтемиртранса» (грузовая «дочка» КТЖ) Серик Баймагомбетов, простои вагонов обусловлены также сезонностью перевозок зерна.
«Ситуация с простоем зерновозов на железных дорогах Казахстана повторяется ежегодно – с апреля по август. При этом компания не терпит убытков в связи с простоем зерновозов, поскольку они не занимают железнодорожные пути, а стоят на тех станциях, где они понадобятся в период активизации перевозок зерна», – сказал он.
По мнению председателя исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Чингиза Измайлова, на ситуацию с простоем вагонов оказывают также влияние зерновые компании Казахстана. «Зерновики с учетом Таможенного союза пытаются сыграть на ценах на зерно. Россия перестала поставлять зерно на экспорт, вследствие чего у Казахстана появился на него большой спрос. Владельцы груза решили придержать поставки зерна и тем самым поднять на него цену. Это уже не транспортный вопрос, а экономики стран. КТЖ нужна программа эффективного использования парка зерновозов», – считает он.
Ранее КТЖ предлагали Министерству сельского хозяйства и зерновым трейдерам создать совместное предприятие, которое регулировало бы перевозки зерна по железной дороге.
Как рассказал управляющий директор по эксплуатационной работе «Казахстан темир жолы» Канат Альмагамбетов, в настоящее время в компании прорабатывается идея совместного использования зерновозов «Русагротранса» и «Казтемиртранса». «Этот вопрос обсуждается с прошлого года, и пока не достигнуто определенных договоренностей, поскольку в нашем законодательстве жесткие условия создания совместного предприятия с передачей подвижного состава. При положительном решении эффективность использования зерновозов существенно увеличится. В России уборка урожая начинается с середины июля, а в Казахстане – с сентября. Поэтому мы готовы предоставлять свой парк на вывоз российского зерна, а в последующем, когда в России пик пройдет, примерно с октября, привлекать российские зерновозы на перевозку казахстанского зерна», – пояснил К. Альмагамбетов.