ЧС и индикаторы Минсельхоза РФ: ответ Чувашии Счётной палате
Минсельхоз Чувашии ответил Счётной палате России. Неэффективное использование выделенных федеральных средств названо республиканским ведомством "недостатками", а ответственность за изменение целевых индикаторов Госпрограммы возложено на Минсельхоз России, передаёт корреспондент ИА REGNUM. При этом Минсельхоз Чувашии признаёт, что за период с 2008-2010 годы основные целевые индикаторы и показатели Госпрограммы выполнялись не в полном объеме и, следовательно, средства федерального бюджета использовались неэффективно.
"Из 34 целевых индикаторов по реализации Госпрограммы в 2008 году были достигнуты или превышены значения по 30 (88,2%), в 2009 году - по 26 (76,5%), в 2010 году - по 20 (58,8%). Кроме того, в целом объемы сельскохозяйственного производства за последние 5 лет (без учета 2010 года) увеличились: производство зерна на 46,5%, картофеля - на 19,4%, мяса - на 17,4%, молока - на 14%. Индекс производства продукции сельского хозяйства с 2005 по 2009 годы в среднем составил 104%. Основной причиной снижения показателей работы агропромышленного комплекса республики в 2010 году стали неблагоприятные погодные условия, в связи с которыми в Чувашской Республике был введен режим чрезвычайной ситуации. От засухи погибло 211,7 тыс. га сельскохозяйственных культур, что составило 48,0% всей посевной площади в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах", - сообщается в пресс-релизе, распространённом Минсельхозом Чувашии.
Указание Счётной палаты на "формальный подход" по планированию бюджетных расходов Минсельхоз Чувашии перекладывает ответственность на федеральное отраслевое ведомство: "Следует также учитывать тот факт, что основные целевые показатели и индикаторы Госпрограммы развития АПК определены Минсельхозу Чувашии в соответствии с соглашением, заключенным с Минсельхозом России 11 февраля 2008 года. Несмотря на изменения конъюнктуры рынка, оптимизацию расходов федерального бюджета мероприятий Госпрограммы, с 2008 года Минсельхоз России не корректировал Госпрограмму и внесение изменений в указанное соглашение не представлялось возможным".
"На невыполнение показателей Госпрограммы также повлияло сокращение в 2010 году более чем в три раза прямой государственной поддержки за счет средств федерального бюджета по сравнению с 2008 годом. Не осуществлялось финансирование по таким направлениям, как предоставление субсидии на приобретение дизельного топлива, комбикормов, закладку многолетних насаждений, поддержку экономически значимых региональных программ", - отмечается в пресс-релизе республиканского ведомства, что повторяет заключение и Счётной палаты. При этом подчёркивается, что "несмотря на отсутствие финансирования за счет средств федерального бюджета, Минсельхоз Чувашии в 2010 году выделил более 400 млн. рублей сельскохозяйственным товаропроизводителям республики средства республиканского бюджета в виде субсидии на содержание высокопродуктивных коров, приобретение племенных животных, закладку многолетних насаждений, проведение агрохимических работ, введение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель, приобретение кормов, поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств" и "тем самым удалось сократить количество убыточных хозяйств".
Неравномерное доведение федеральных средств до сельхозтоваропроизводителей Минсельхоз Чувашии объясняет "сложившейся практикой": первоначально доведенные лимиты средств федерального бюджета распределяются в течение 1-3 кварталов. "По итогам 9 месяцев Минсельхоз России на основе заявок перераспределяет неиспользованные средства федерального бюджета по субъектам Российской Федерации. В связи со своевременным использованием средств в течение 1-3 кварталов и имеющейся потребностью, Минсельхоз России ежегодно увеличивал годовые лимиты Минсельхозу Чувашии. Так, в 2010 году на поддержку племенного животноводства увеличены лимиты в размере 2863,4 тыс. рублей, на поддержку элитного семеноводства - 2850 тыс. рублей, на поддержку страхования сельскохозяйственных культур - 139292 тыс. рублей. Дополнительное финансирование, как правило, доводится Минсельхозом России в конце года и может привести к образованию остатков средств. В 2009 году остатки средств федерального бюджета составили 4% от общего годового лимита, в 2010 году - всего 0,3%".
На замечание Счётной палаты, что "недостатки и правовые пробелы в системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой дают возможность на практике применять различные схемы в целях получения средств государственной поддержки без осуществления реального страхования сельскохозяйственных рисков" Минсельхоз Чувашии отвечает следующим образом: "По удельному весу застрахованных площадей республика входит в число регионов-лидеров России. Посевные площади застрахованных сельхозкультур за последние три года увеличились с 58 % до 61 %. В Чувашской Республике наряду с другими страховыми компаниями страхование села осуществляет ОАО ГСК "Поддержка", которая в 2010 году в целях возмещения ущерба выплатила сельхозтоваропроизводителям республики более 360 млн. рублей, тем самым возместила порядка 25 % прямых затрат, понесенных аграриями в результате засухи 2010 года".
В заключение Минсельхоз Чувашии сообщает, что в настоящее время "готовятся предложения по оптимизации механизмов распределения средств федерального бюджета и выполнения целевых индикаторов Госпрограммы развития АПК, которые в ближайшее время будут направлены для рассмотрения в Минсельхоз России и Счётную палату".
Как ранее сообщало ИА REGNUM, Счётная палата заявила по результатам своих проверок, что в Чувашии средства, выделенные в 2008-2010 годах на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства, использовались неэффективно. Представление направлено президенту Чувашской Республики Михаилу Игнатьеву, информационные письма - в правительство России, Минсельхоз и ФССН России. Отчёт о результатах проверки направляется в палаты Федерального собрания Российской Федерации.
Отметим, в 2008-2010 годах Минсельхоз Чувашии возглавлял нынешний президент Михаил Игнатьев.