Из Минсельхоза просыпались деньги. В ходе закупочных интервенций зерна неэффективно израсходовано 2,5 миллиарда рублей
Росфиннадзор проверял использование Минсельхозом средств федерального бюджета, выделенных в 2009 году для проведения закупок и на обеспечение сохранности зерна государственного интервенционного фонда. Полученные результаты глава этого ведомства Сергей Павленко отправил вице-премьеру Зубкову в декабре 2010 года. Это письмо есть в распоряжении «МН».
Проверяющие выяснили, что осенью 2009 года Минсельхозу для приобретения зерна из бюджета было выделено 9,6 млрд руб. на организацию закупочных интервенций. Из них нерационально было израсходовано 2,5 млрд руб., причем «переплата, перерасход и другие нарушения», нанесшие федеральной казне прямой ущерб, составили 1,4 млрд рублей.
Речь идет об оплате услуг зернохранилищ (1,2 млрд руб.) и ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) — 148 млн руб. Эти расходы были «осуществлены Минсельхозом без подтверждения исполнения денежных обязательств», говорится в отчете Росфиннадзора. Как пояснил «МН» источник в этом ведомстве, необходимые документы оформлялись задним числом, что не допускается бюджетным законодательством.
Из остальных 1,1 млрд руб., которые с точки зрения Росфиннадзора были использованы неэффективно, чуть более миллиарда — стоимость зерна, приобретенного по ценам выше утвержденных приказами Минсельхоза. Закупки осуществлялись на основании писем ведомства, имеющих существенно более низкий правовой статус. По мнению Росфиннадзора, такая схема привела к переплате почти 73 млн рублей.
Еще подозрение у Росфиннадзора вызвала цена кредитов, взятых ОЗК у Россельхозбанка. По условиям организации закупок, госагент в лице ОЗК приобретает зерно в ГИФ на заемные средства. В 2009 году для этого потребовалось почти 20 млрд руб. Вернуть кредит ОЗК может только после продажи зерна. Государство оплачивает проценты по этому кредиту.
Однако осенью 2009 года товарных интервенций не осуществлялось. ОЗК пришлось брать кредит повторно. И взят он был под более высокий процент, чем ранее, — 12% годовых, что на 3 процентных пункта выше, чем действовавшая на тот момент ставка рефинансирования ЦБ. Ранее в 2005 и в 2008 годах эти кредиты предоставлялись по ставке 6,5% годовых. Подорожавшие заемные средства обошлись государству в дополнительные 103 млн руб. В ОЗК «МН» говорят, что кредитную ставку в 12% установил сам Россельхозбанк. Остальные ставки оставались на прежнем уровне.
Проверив примерно треть из шести сотен предприятий, где хранится зерно ГИФ, Росфиннадзор обнаружил серьезные нарушения на двух из них. На Цильнинском элеваторе в Ульяновской области выявилась недостача ячменя почти на 2 млн руб., а Лужковскому комбикормовому заводу ОЗК переплатила 24 тыс. руб. за хранение зерна ГИФ.
В начале марта 2011 года Виктор Зубков отреагировал на результаты проверки Минсельхоза распоряжением представить «предложения о направлении результатов проведенных проверок в правоохранительные органы для принятия соответствующих решений». Собеседник «МН» в Росфиннадзоре говорит, что материалы проверки уже были в Генпрокуратуре еще в декабре 2010 года. В феврале этого года Росфиннадзор получил оттуда ответ: оснований для возбуждения уголовных дел не обнаружено.
В министерстве «МН» сообщили, что «выявленные Росфиннадзором нарушения носили технический характер». Для их недопущения в дальнейшем ОАО «ОЗК» установлены новые требования к предоставлению документации на оплату услуг по хранению и страхованию зерна ГИФ хранителям (элеваторам) и страховым компаниям.
В министерстве сформирована комиссия по осуществлению контроля за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета. «Соответствующая информация еще в декабре прошлого года была направлена Минсельхозом России в Росфиннадзор, — говорится в письменном ответе ведомства. — О мероприятиях по устранению выявленных Росфиннадзором недостатков была также проинформирована Генпрокуратура».
Сейчас фуражное зерно ГИФ распределяется по ценам его закупки в 2008–2009 годах. «Это чистый убыток», — оценивает последствия для бюджета гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Такая процедура не дает государству шансов на возмещение затрат по обслуживанию ГИФ, составивших почти 50% от стоимости приобретенного зерна. «Зерновые интервенции не могут быть прибыльным бизнесом. Обманывать себя в этом не надо, — убежден Рылько. — Это плата за стабилизацию цен». «Без этого фонда мы будем иметь на всем продовольственном рынке на порядок большие проблемы», — соглашается депутат Госдумы, экс-министр сельского хозяйства Виктор Семенов.
Однако у него вызывает большие нарекания непрозрачность работы с зерном ГИФ. «Делался он, чтобы убрать излишние аппетиты посредников. Но даже средним сельхозпроизводителям пробиться на торги, оформить все необходимые документы, получить требуемые гарантии, сформировать минимальный объем поставки можно, только имея целую армию «помощников», — возмущается господин Семенов. — Они и обогащаются на госпомощи».