Как стало известно РБК daily, Минсельхоз хочет начать биржевые торги всеми видами сельхозпродукции. Пилотный проект может быть реализован на сахарном рынке. Сами производители сахара не готовы идти на биржу, пока они только переходят от давальческих схем к прямым договорам купли-продажи. Ранее биржевые инструменты не прижились на рынке нефтепродуктов: сегодня Минэнерго и ФАС готовят для НПЗ обязательные объемы торгов.
О том, что Минсельхоз намерен стимулировать внедрение биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции, РБК daily рассказала врио директора департамента экономики и анализа министерства Виктория Власова. По ее словам, пилотный проект может быть реализован на рынке сахара, а затем опыт будет распространен на другие виды сельхозпродукции: зерно, молочные продукты, мясо.
После разрушения плановой экономики ценовая конъюнктура на рынке сельскохозяйственной продукции складывается хаотично. Финансовые инструменты помогли бы снизить волатильность цен и позволили бы добиться прозрачного ценообразования. На первом этапе — в течение двух-трех лет — предполагается внедрить инструменты двойных складских расписок, поставочных контрактов. Использование фьючерсов и опционов на бирже — более отдаленная перспектива, рассказали в Минсельхозе. «Мы намерены внедрять эти механизмы без революций, постепенно и насильно принуждать не собираемся», — добавила г-жа Власова.
Поддержать Минсельхоз готова антимонопольная служба, которая готовит свои предложения по внедрению биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции. «В скором времени ФАС должна их представить, и до этого времени мне не хотелось бы комментировать этот вопрос», — заявил замруководителя антимонопольной службы Андрей Кашеваров.
Чиновники признают, что пока биржевые инструменты приживаются в России с трудом: многие сельхозпроизводители имеют непрозрачные договорные отношения, и им невыгодно торговать на бирже. Опрошенные РБК daily участники сахарного рынка, которые по задумке Минсельхоза должны первыми испытать новые биржевые инструменты, пока не горят желанием их использовать. Прежде надо перейти от давальческих схем к заключению договоров купли-продажи, говорят они.
При давальческой схеме производители сдают сахарную свеклу на завод на переработку, а затем забирают уже готовый сахар. Из-за этой схемы волатильность на сахарном рынке достигает 50%, поскольку в сезон переработки (август—декабрь) или перед посевной (в марте—апреле) на рынке появляется много мелких собственников белого сахара, желающих одновременно и быстро избавиться от своих запасов.
Биржевые инструменты рано внедрять на сахарном рынке еще и потому, что Россия только второй год выходит на самообеспечение по сахару и рынок еще не состоявшийся в отличие от зернового.
Зато участники молочного рынка, напротив, приветствуют распространение биржевых механизмов. Торги — самый надежный способ борьбы с демпингом и непрозрачностью ценообразования, уверен председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко. К примеру, можно урегулировать отношения между Россией и Белоруссией в сфере торговли молочными продуктами, если бы сделали биржевые торги сухим молоком, сливочным маслом и сыром, считает он. Например, можно повысить и качество поставляемой продукции, выписывая ветеринарный сертификат только тем производителям, которые выставляют продукцию на биржевые торги.
Сейчас на Санкт-Петербургской бирже уже торгуются пшеница, кукуруза, соевые бобы и хлопок, но обороты по ним минимальные и не являются показательными для рынка.
Не активны и торги нефтепродуктами. В начале 2011 года Игорь Сечин, который в то время занимал пост вице-премьера, курирующего ТЭК, предложил каждому НПЗ увеличить объемы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15% от объема производства. Эту планку смогли взять не все компании или просто не захотели, ссылаясь на отсутствие покупателей и ликвидности на торгах. Кроме того, биржи «грешили» большим количеством адресных сделок. После топливного кризиса весной прошлого года интерес к биржевым торгам как у компаний, так и у госорганов пропал.
Впрочем, и здесь чиновники не теряют надежды. Недавно ФАС вместе с Минэнерго опубликовали совместный приказ, определяющий минимальные объемы топлива, которые компании будут обязаны продавать на бирже: бензина и мазута — не менее 10% от объема производства, дизтоплива — 5%, мазута — 2%.