C каждым годом ситуация на зерновом рынке Казахстана меняется. И изменяется она в лучшую сторону. Государственные программы по поддержке сельского хозяйства дают мощный толчок к развитию не только крупных компаний, но и фермерских хозяйств. Обширные и разнообразные программы кредитования села позволили восстановить почти остановившееся производство овощей, корнеплодов, фруктов. Хотя пшеница в Казахстане всегда оставалась приоритетным направлением для сельского хозяйства. Но решить все проблемы по «подниманию с колен» загубленного за лихие девяностые сельхоза быстро не удастся. Даже огромные финансовые вливания не смогут в одночасье создать инфраструктуру, которая должна нарабатываться годами. Тем более что большая часть объектов с/х оказалась в частных руках.
Благородная цель увеличивать площади посевов, собирать больше зерна и увеличивать его долю в экспорте натыкается на множество препятствий. Для Казахстана в первую очередь актуален вопрос с хранением, хранением не только долгосрочным, но и промежуточным. Отсутствие оснащенных баз с особым микроклиматом заставляет фермеров, с большим трудом вырастивших и собравших урожай, продавать зерно на внутреннем рынке почти сразу после сбора.
Естественно, что цены при этом гораздо ниже оптимальных. А ведь крестьянину нужно не только платить зарплату наемным рабочим, оплачивать аренду и содержание техники, выплачивать аренду земель, но и возвращать полученные от государства кредиты. Кроме этого каждый предприниматель рассчитывает на получение прибыли. Вынужденная продажа ее совсем не гарантирует – остаться бы при своих.
По многим экспертным оценкам рост производства зерна стопорится в Казахстане именно из-за того, что сбыть зерно на внутреннем рынке не представляется возможным, а отправить на экспорт сразу после сбора также нельзя. Отсюда и нежелание фермера идти на авантюру с получение госкредита и началом собственного дела, ведь воспользоваться самыми благоприятными для продажи колебаниями рынка зерна крестьянин не сможет по банальной причине – негде хранить полученную пшеницу до указанных моментов.
Текущая ситуация с зернохранилищами – это отголосок советских времен. Практически вся инфраструктура с тех времен не изменилась. Это означает, что новых элеваторов нет, а старые, рассчитанные на большие районы и централизованное распределение зерна, теперь в частном владении. А услуги монополиста стоят дорого!
Но тут появляется ситуация, которую в народе принято называть замкнутым кругом. Чем больше ломят цены на элеваторах, тем меньше у них клиентов, тем выше издержки и, опять-таки, цены на услуги. А хранение зерна на необустроенных складах чревато его порчей и большими убытками. Чтобы посчитать, сколько необходимо реальной площади для хранения добываемого сегодня в Казахстане зерна нет никакой реальной возможности. Отсюда и проблема перед составителями госбюджета: сколько нужно закладывать средств в развитие инфраструктуры, чтобы они оказались достаточными.
Но нежелание делиться информацией у монополистов не отнимает того факта, что площадей в стране предостаточно. Зерно Казахстана есть где хранить, ведь кроме элеваторов специализированными площадками владеют и мукомольные комбинаты, свинофермы, крупоцеха, птицефабрики, пивоваренные заводы и многие другие.
По последним независимым исследованиям в Казахстане не более ¼ от всех зернохранилищ оснащены современной техникой, обеспечивающей максимально доступную сохранность пшеницы. При этом большая часть площадей (до 85%) сосредоточены в руках крупных сельскохозяйственных организаций. На долю фермерских хозяйств, вносящих немалый вклад в общий объем сбора зерна, остается примерно 15%, что явно не соответствует объему их сегмента.
Следует учитывать тот факт, что крестьянские хозяйства не только весьма ограничены в выборе мест хранения зерна, но и не обладают достаточными средствами для первичной обработки своего основного продукта. Ведь получить субсидии или кредит на покупку дорогостоящих машин практически невозможно. Здесь и замыкается этот круг.
Но решение проблемы не так просто, как может показаться на первый взгляд. Модернизацией старых элеваторов или аналогичных зернохранилищ напольного типа нельзя отделаться – современные технологии диктуют новый уровень сохранности зерна. Поэтому необходимо создавать хранилища прогрессивного типа – металлические силосные башни с вертикальным типом хранения зерна. И создавать их нужно именно у сельхозпроизводителей, так сказать, максимально близко к «земле». Например, в США на долю фермеров приходится до 60% всех площадей хранения, а на элеваторы только 30.
В одночасье решить проблему не удастся, так как строительство требует капитальных вложений и времени. Как вариант для казахстанских фермеров может пригодиться опыт все тех же американских хозяйств, которые объединяются в сбытовые сообщества, что позволяет им диктовать приемлемые для себя цены. Производство муки от этого не пострадает, но вот заслуженную прибыль крестьянин обязательно получит.