21 ноября 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Доклад Е.Б.Скрынник на «Правительственном часе» в Государственной Думе Российской Федерации. МСХ РФ

08.04.09


О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения и о ходе земельной реформы

 

 

Уважаемая Любовь Константиновна!

Уважаемые депутаты!

 

Прежде всего, хотела бы поблагодарить Вас за интерес к положению дел в сельском хозяйстве и возможность выступить по таким важным вопросам, как регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения и ход земельной реформы.

Вопрос о регулировании земельных отношений в сельском хозяйстве имеет исключительно важное значение, так как земля – основное средство производства в отрасли и важнейшая часть национального богатства.

По площади пашни на душу населения Россия входит в первую пятерку стран планеты и в 3,3 раза превосходит среднемировой показатель. Однако, по показателям эффективности землепользования мы заметно отстаем: располагая 9 % сельхозугодий мира, производим лишь 1,5 % валового внутреннего продукта мирового сельского хозяйства.

В стране огромные площади неиспользуемых сельскохозяйственных земель. По данным Роснедвижимости, за 15 лет площадь пашни сократилась на более чем 10 млн. га, более 30 млн.га сельскохозяйственных угодий не используется по целевому назначению.

Происходит качественное ухудшение всего земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, снижается плодородие земельных участков.

Земельные права подавляющего большинства сельхозтоваропроизводителей (как юридических лиц, так и граждан) должным образом не оформлены. Так, из 12 млн. собственников земельных долей всего лишь 3,5% имеют государственную регистрацию прав.

Неоформленность земельных участков в собственность препятствует привлечению долгосрочных инвестиций в отрасль под залог сельскохозяйственных земель.

К настоящему времени объем кредитов Россельхозбанка под залог земель сельскохозяйственного назначения составил 7,5 млрд. рублей, общая площадь залогового фонда земель – 300 тыс. га, что очень мало при наших земельных ресурсах.

 

***

В чем основные недостатки земельной политики в отрасли?

Во-первых, в земельном законодательстве немало пробелов и противоречий: в части регулирования оборота земельных долей, формирования земельных участков, защиты сельскохозяйственных земель от нецелевого и ненадлежащего использования, охраны особо ценных угодий.

Во-вторых, высокие издержки проведения землеустроительных работ и постановки на кадастровый учет земельных участков. Нередко их стоимость достигает 1000 руб. и более в расчете на 1 гектар. Процедура оформления земельных участков затягивается на несколько месяцев.

В-третьих, слабо развиты современные методы мониторинга и контроля использования земель. Оперативная спутниковая информация о состоянии угодий доступна только 38 субъектам Российской Федерации.

В-четвертых, невелики масштабы мелиоративных работ. Наши мелиорированные земли занимают 8 % общей площади пашни, в то время как в Англии – 80 %, в Китае – 55 %, в США – 39 %.

 

***

Следует отметить, что в соответствии с принятыми в прошлом году решениями по передаче Минсельхозу России функций по нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения, по государственному мониторингу сельскохозяйственных земель в последнее время принимаются меры по устранению этих недостатков.

Министерством сельского хозяйства совместно с федеральными органами исполнительной власти разработан и утвержден сетевой график по выполнению поручений Правительства Российской Федерации в сфере оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения. Он предусматривает выполнение комплекса мер по правовому обеспечению регулирования земельных отношений, организации проведения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения, осуществлению государственного мониторинга земель, используемых или предназначенных для ведения сельского хозяйства, а также совершенствованию земельного контроля и управления федеральными землями.

Остановлюсь на основных направлениях проводимой работы.

I. Речь, прежде всего, идет о совершенствовании земельного законодательства, и здесь необходима ваша поддержка.

1. Необходимо упростить процедуру выделения участков в счет земельных долей.

Этот вопрос в настоящее время решает общее собрание участников долевой собственности, которое не только сложно собрать, но и принять на нем легитимное решение. Требуется путем поправок в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установить более четкий порядок определения состава собственников, проведения их собрания и принятия решений.

Одновременно предлагается обязать органы местного самоуправления организовывать эти собрания.

2. Особо остро стоит вопрос по невостребованным и выморочным долям.

Их 30 % от общего количества земельных долей.

Для решения этой проблемы необходимо установление порядка отказа от права собственности на земельные доли и одновременного возникновения права собственности на них муниципального образования или субъекта Федерации.

3. Актуальное направление совершенствования законодательной базы – меры по пресечению ненадлежащего использования земельных участков.

Для этого следует:

во-первых, установить в Земельном кодексе критерии ненадлежащего использования земельных участков, предоставив субъектам Российской Федерации право уточнять их с учетом региональных особенностей сельскохозяйственного производства.

Во-вторых, необходимо кратно увеличить сумму административного штрафа или применять повышенные ставки земельного налога при использовании земель не по целевому назначению, или, если использование земельных участков приводит к существенному снижению плодородия и ухудшению экологической обстановки.

4. Следует создать правовые предпосылки для снижения затрат по оформлению земельных участков. В прошлом году был принят закон о снижении сборов при регистрации участков как юридическими, так и физическими лицами. Но этого, как оказалось, недостаточно. Высоки землеустроительные издержки и затраты по межеванию земли. Целесообразно законодательно разрешить финансировать землеустроительные работы из федерального бюджета, а также стимулировать субъекты Российской Федерации к принятию региональных и муниципальных программ по землеустройству.

Министерством принято решение: наличие таких программ в регионах будет условием выделения им субсидий по краткосрочным кредитам для агропромышленного комплекса. Эта мера начнет действовать с 1 января 2010 года.

Одновременно целесообразно разработать более упрощенный порядок кадастрового учета земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Более подробно об этом расскажет заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Игорь Евгеньевич Манылов.

II. Следующее направление совершенствования земельной политики – создание системы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, включая расширение мониторинга плодородия почв и мониторинга мелиорированных земель, которые уже ведутся. Результатом мониторинговых работ должен стать единый государственный информационный ресурс (реестр) земель сельскохозяйственного назначения.

Учитывая обширность сельскохозяйственных земель, предстоит проделать огромный объем работ.

Они могут быть выполнены с использованием современных информационных технологий на базе материалов дистанционного зондирования земли, а также наземных обследований, которые ведутся сетью агрохимических центров Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Кроме того, для проведения мониторинга Министерство заключает соглашения с Роскосмосом, Росстатом, Росреестром и Росгидрометом.

III. Третье направление – повышение эффективности земельного контроля.

С этой целью во всех территориальных органах Россельхознадзора сформированы подразделения по земельному контролю. Они будут работать в тесном взаимодействии с территориальными органами Росреестра и Росприроднадзора.

IV. Важнейшей задачей является расширение мелиоративных работ. С этой целью Министерство сельского хозяйства предлагает дополнить ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв… до 2012 года» компенсацией из федерального бюджета на условиях софинансирования из бюджетов Российской Федерации части затрат сельхозтоваропроизводителей на восстановление внутрихозяйственных мелиоративных сетей.

В перспективе же, до 2020 года, по расчетам специалистов нашего Министерства и Россельхозакадемии, в целях получения гарантированных урожаев и уменьшения зависимости от погодных условий, площадь мелиорированных угодий должна быть расширена в 2 раза и составить 18 млн. га, в том числе 10 млн. га орошаемых земель и 8 млн. га осушенных, что в совокупности составит около 15 % площади пашни.

 

Координируют работу межведомственная рабочая группа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения и рабочая группа Министерства по земельной политике, мониторингу и земельному контролю, которые проводят рабочие заседания в еженедельном режиме.

 

Уважаемые депутаты!

 

В заключение о наших ближайших планах по совершенствованию земельного законодательства. В настоящее время Минсельхозом России ведется работа над тремя законопроектами.

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве». Это правительственный законопроект, он согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами и внесен для рассмотрения на прошлой неделе в Правительство Российской Федерации.

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания дополнительных гарантий целевого использования земель племенных заводов, племенных репродукторов и генофондных хозяйств). Разработка закона инициирована сенаторами. Проект поддержан Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Рассмотрение в первом чтении было запланировано на апрель т.г. Но решением Совета Госдумы рассмотрение законопроекта перенесено на неопределенный срок. Надеюсь, что вы поддержите нужный для сельского хозяйства законопроект.

3. Самый важный для нас - законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Он внесен депутатами Государственной Думы. Мы его поддержали, подготовив и направив в Правительство Российской Федерации проект положительного официального отзыва, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами.

30 марта этот законопроект рассмотрен на Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и поддержан с условием устранения имеющихся замечаний до первого чтения в Государственной Думе.

Для устранения замечаний к законопроекту Министерством России с участием представителей Минэкономразвития России и научных организаций разрабатываются поправки по совершенствованию оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения, которые еженедельно обсуждаются на заседаниях межведомственной рабочей группы.

Суть этих поправок сводиться к тем направлениям совершенствования земельного законодательства, о которых я говорила выше.

***

Уважаемые депутаты!

Завершая свое выступление, хочу отметить, что вопрос совершенствования и регулирования земельного законодательства мы можем рассматривать как одну из главных антикризисных мер Правительства Российской Федерации, направленную на поддержку агропромышленного комплекса страны и граждан, проживающих в сельских территориях.

Земля – это наш главный неамортизируемый инвестиционный актив, который должен использоваться эффективно и рационально.

Рассчитываю на вашу поддержку и совместную конструктивную работу по достижению поставленной цели.

Благодарю за внимание.

МСХ
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: