23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Казахстан занял «нишу» на рынке каспийского региона высококачественным зерном – Рафи Кубейсинов

06.03.09


3 апреля 2007 года в поселке Говсаны, расположенном в пригороде города Баку, состоялась церемония официального открытия Бакинского зернового терминала, в которой приняли участие Премьер-Министр РК Карим Масимов и Президент АР Ильхам Алиев. Данное казахстанско-азербайджанское совместное предприятия с тех пор претерпело немало положительных изменений в плане увеличения из года в год объемов поставок казахстанского, российского и украинского зерна, а также строительства других дополнительных объектов на территории предприятия.

Рафи Кубейсинов
В условиях мирового финансового кризиса многие производственные предприятия потерпели крах. С целью выяснения положения дел на казахстанском предприятии за рубежом во время всемирного экономического хаоса корреспондент агентства обратился с вопросами к казахстанскому заместителю председателя правления СП «Бакинский зерновой терминал», зарегистрированного в Минюсте Азербайджана в качестве общества с ограниченной ответственностью, Рафи Кубейсинову.

- Рафи Гинаятович, расскажите, пожалуйста, как в настоящее время функционирует Бакинский зерновой терминал, т.е. не имеются ли сбои в поставках казахстанской пшеницы в условиях мирового экономического кризиса?

- С момента открытия терминал работает исправно. До настоящего времени продолжается процесс наладки оборудования для эксплуатации, проводится улучшение различных участков. Заметен ежегодный рост объемов поставок пшеницы, хотя, конечно, они пока не соответствуют полной возможной мощности. Но на сегодняшний день мы имеем полностью заполненный терминал, и сейчас продолжается перевалка зерна не только морским транспортом, но и железнодорожными средствами перевозки.

Дело в том, что терминал служит обслуживанию интересов не только казахстанской стороны, но и как международный объект открыт для всех. На данный момент мы имеем на реализацию около 6 тыс. тонн казахстанского зерна и 9 тыс. тонн зерна российского и украинского производства, которое поставлено азербайджанскими партнерами терминала.

Влияние мирового кризиса сказывается, наверное, не столько на объемах поставок казахстанского зерна, сколько на темпах его реализации здесь. Казахстанское зерно, особенно урожай прошлого года, отличается очень высоким качеством. В свою очередь высокое качество предполагает определенный уровень цен, ниже которых продавец опуститься просто не может. Учитывая сложившуюся ситуацию на азербайджанском рынке, необходимо выделить два характерных момента.

Во-первых, благодаря усиленным действиям правительства Азербайджана урожай прошлого года был достаточно высоким по сравнению с предыдущими годами. Это зерно, конечно, по качеству уступает казахстанской продукции, но для внутренней потребности азербайджанского населения его качество является удовлетворительным, приемлемым.

Второе обстоятельство заключается в том, что очень большие объемы зерна поставляются из России и Украины. При этом украинское зерно отличается своим невысоким качеством и соответственно дешевизной. В России баланс между качеством и объемом поставок соблюдается, там можно приобрести неплохое зерно в большом количестве. И в этой конкурентной среде с учетом качества казахстанского зерна на настоящий момент проблемы с реализацией имеются. Я думаю, что они связаны с тем, что финансовые возможности азербайджанского потребительского рынка зерновых сейчас склоняются к приобретению зерна по более низкой цене.

Казахстан занял «нишу» на рынке каспийского региона высококачественным зерном – Рафи Кубейсинов
Конечно, в той или иной степени на сам терминал тоже влияет финансовый кризис. Это связано с реализацией современного этапа нашего развития, заключающегося в строительстве мукомольного комплекса. В частности, в докризисный период мы заключили договор, который был рассчитан на цены того времени и не предполагал возникших проблем с известными нам событиями на международных рынках. Они привели к некоторому удорожанию той части проекта, которую мы реализуем. Тем не менее, главным моментом явилось решение правительства Азербайджана о введении налога на добавленную стоимость на тот тип оборудования, который был поставлен в мукомольный комплекс. Эти расходы не были предусмотрены в бюджете и в условиях нынешнего кризисного состояния, я думаю, вряд ли возможно получить дополнительные инвестиции от казахстанской стороны, тем более, что у нас есть внутренние резервы – возврат переплаты НДС – сформировавшиеся за два года работы. Процедура возврата НДС достаточно длительная и требует определенной организации. Мы сейчас находимся в этом процессе, нам оказывает поддержку министерство сельского хозяйства РК по инициативе «Продкорпорации».

Правительство Азербайджана на сегодняшний день изыскивает возможности пойти нам на встречу и оказать помощь. Сейчас мы получили право принимать оборудование на временное хранение до решения вопроса о возврате НДС. В этой связи хотелось бы отметить, что так или иначе кризис имеет влияние на работу терминала, пусть даже опосредованно и не напрямую. Мы предпринимаем меры по преодолению этого положения. В этом нам помогают правительства Казахстана и Азербайджана.

- А какой НДС на ваше оборудование начисляется в денежном выражении?

- Если исходить из стоимости закупленного оборудования, то объем оплаты НДС составляет примерно 500 тыс. долларов США. Сопоставимая сумма у нас накопилась в результате хозяйственной деятельности.

- Не окажут ли негативного влияния нововведения азербайджанского правительства по восстановлению НДС на импорт пшеницы и муки в АР на объемы поставок из РК?

- Однозначно, что введение этого налога приведет к удорожанию стоимости зерна для всех потребителей в Азербайджане. Указанное будет способствовать сокращению объема поставок казахстанского зерна, потому что отмена этого налога в апреле 2008 года, с моей точки зрения, была очень своевременной и эффективной. Его восстановление, я считаю, нецелесообразным.

Разумеется, здесь инициатива и правомерность этого решения полностью зависит от правительства Азербайджана. Утверждать, что вопрос обеспечения зерном Азербайджана окончательно и бесповоротно решен, основания нет, поскольку проблема обеспечения населения страны стратегической продукцией является перманентным и текущим процессом, требующим внимания и контроля. В этих условиях принимать такие меры только на основании того, что сегодня страна не испытывает проблем насыщения рынка зерном, нецелесообразно. Ведь необходимо учитывать, получат ли в этом году местные фермеры хороший урожай?

- В Послании народу Казахстана в 2007 году Президент РК Нурсултан Назарбаев в качестве приоритетных целей назвал консолидацию усилий частного бизнеса и государства для создания и завоевания новых «ниш» на мировых рынках нашими товарами. Удается ли с Ваших позиций реализовывать поставленные Главой государства задачи на рынках Каспийского и Черноморского регионов?

- Развитие нашего терминала говорит о том, что эти задачи реализовываются довольно успешно. Мне трудно судить о других направлениях, но мы прошли первый этап реализации поставленных задач, сейчас проходим второй этап, после завершения которого приступим к третьей стадии развития.

Первый этап заключался в запуске самого зернового терминала. Второй этап предусматривает окончание строительства мукомольного комплекса для наращивания своих возможностей и расширения казахстанского экспорта не только в виде зерна, но и в качестве готовой продукции. Третий этап – строительство хлебопекарных комбинатов, изготовление макаронных изделий, но это в будущем.

Казахстан занял «нишу» на рынке каспийского региона высококачественным зерном – Рафи Кубейсинов
Такого рода перспектива для производителя сельскохозяйственной продукции очевидна, и пока у нас есть все основания считать, что в этом направлении мы будем двигаться дальше. В этом плане, я считаю, что инициатива Президента РК будет реализовываться и в дальнейшем. Возможно, если речь идет о каспийском регионе, необходимо дополнить наши планы какими-то проектами в других сферах, поскольку вот эту «нишу» мы заняли и у нас есть возможности расширения. Если аналогичные мероприятия проведут другие министерства и ведомства, то с учетом специфики местного рынка это будет только способствовать развитию Казахстана и Азербайджана, а также укреплению двустороннего экономического сотрудничества.

- Следующий вопрос касается Черноморского региона. Насколько мне известно, в прошлом году казахстанской стороной рассматривалась возможность строительства зернового терминала в Грузии. Какие меры предпринимаются в данном направлении?

- Данный проект не законсервирован, мы продолжаем работу в этом направлении. Там ведутся проектно-изыскательские работы, определено место терминала. В силу различных обстоятельств потребовалось время для того, чтобы определить конкретную точку расположения зернового терминала. Долгое время это место считалось портом Поти, но потом выяснилось, что из-за специфики акватории и инфраструктуры предпочтение отдали Батумскому порту. После этого соответственно переместили туда все интересы и возможности. Насколько мне известно, сейчас учредителями зернового терминала, коим является «Продкорпорация», проводятся изыскания, подбор кадров, определяются различные варианты решения задачи.

Данный проект достаточно тяжело будет реализовывать, поскольку при всем уважении к темпам развития Грузии, были проблемы развития Батумского порта из-за необходимости его модернизации, подготовки кадров и решения многих других задач. Как известно, подготовительные работы всегда занимают очень много времени. И эта работа продолжается.

Более того, строительство терминала на Черноморском побережье позволит продолжить технологическую транспортную цепочку, которая будет пролегать по маршруту «Актау-Баку-Батуми-Запад». Это позволит более рационально планировать поставки, расширит возможности работы с клиентами по экспорту нашего зерна и принесет другие дополнительные выгоды. Однако в реальных условиях, когда требуется оптимизация своих ресурсов и возможностей, реализация проекта затянется на неопределенное время. Но сама идея остается неизменной.

- Как Вы отметили, в настоящее время на территории терминала завершается строительство мукомольного комплекса. Расскажите о его технических характеристиках и возможностях.

- Начало строительства мукомольного комплекса приходится на май 2008 года. За этот период мы успешно преодолели первый этап этого объекта – возведение здания комплекса завершено. Оно готово к приему и монтажу оборудования полностью и целиком. После окончания монтажа, начало которого планируется на середину апреля текущего года, в течение двух месяцев монтажные работы могут быть завершены.

Указанная задержка произошла опять-таки по причине вышеназванного решения азербайджанского правительства, которое ввело НДС на наше оборудование. В этой связи произошла задержка по доставке оборудования известной швейцарской фирмы «Buhler», являющейся ведущим производителем в мире подобной техники. На сегодняшний день мы получили около 30% оборудования и еще 50% находятся в пути. Я полагаю, что в течение марта все запчасти оборудования будут доставлены в Баку.

В этой связи можно сказать, что второй этап развития Бакинского зернового терминала, который называется «Строительство мукомольного комплекса», находится на стадии завершения. Это достаточно сложная работа, особенно монтаж оборудования и наладка. У нас есть необходимые специалисты, наши швейцарские партнеры предоставили очень хорошие проектные и монтажные документы, сотрудники терминала находились на стажировке в Швейцарии, где получили необходимые знания.

Более того, опыт, который мы получили при строительстве самого терминала, пригодился в возведении мукомольного комплекса. Наш штат укомплектован хорошими специалистами, которые прошли очень прилчную советскую школу. Также удалось за это время обучить непосредственно производственный персонал эксплуатации и правильному использованию той техники, которая здесь концентрировалась с самого первого дня функционирования терминала. Управление за процессами на терминале осуществляется автоматизировано, ручной труд сведен к минимуму.

Также нами поставлена линия железнодорожной разгрузки, которая изначально не предусматривалась в проекте. Данный объект возведен собственными силами за свой счет и усилиями коллектива терминала. Теперь мы в состоянии не только принимать грузы по морскому транспорту и автомобилями, но и готовы разгружать железнодорожные вагоны. При этом скорость соответствует стандартам – до 20-ти вагонов в сутки разгружается совершенно спокойно. Необходимость строительства такой линии была вызвана самой жизнью.

- Какова проектная мощность терминала и вышел ли он сегодня на этот уровень?

- Проектная мощность составляет порядка 120-150 тыс. тонн зерна в год. При определенных обстоятельствах она может быть увеличена вдвое. Это зависит не только от скорости перевалки, но и от количества потребителей зерна, т.е. спроса. Сам терминал не занимается реализацией зерна, его функция заключается в перевалке пшеницы. Поэтому на сегодняшний день мы не вышли на полную проектную мощность. Технически и технологически мы в состоянии обеспечить перевалку такого объема зерна.

Для любого крупного производственного проекта, каким является Бакинский зерновой терминал, 2 года – это не срок, а чисто фактически мы работаем даже 1 год. В 2008 году мы перевалили порядка 20 тыс. тонн казахстанского зерна и примерно 50 тыс. тонн зерна других поставщиков. Здесь необходимо отметить усилия наших азербайджанских партнеров, благодаря которым был обеспечен указанный объем. Именно по их инициативе мы обратили внимание на железнодорожную поставку зерна и успешно решили эту задачу.

Следует отметить, что Основная проблема заключается в наращивании объемов перевалки. Это зависит не столько от поставки, сколько от реализации продукции. Я думаю, финансовый кризис приведет к тому, что объемы поставок все-таки снизятся по причине отсутствия покупателей. Спрос на зерно имеется, но снижается покупательская база.

Казинформ
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: