19.12.08
Вспоминается разговор шестилетней давности с руководителем одного из хозяйств области. На невинный вроде бы вопрос о сортообновлении наш собеседник вдруг вспылил: «Да вы что, издеваетесь?! Какое, к черту, нынче сортообновление, сеем что удается раздобыть, не брезгуем семенами даже третьей и четвертой репродукции. Не до смены сортов, когда некоторые поля, считай, уже по пять лет не паханы, сорняками зарастают. Тут думаешь, как бы выжить...»
Увы, столь удручающая картина была во многих хозяйствах.
Но вот от выживания сельское хозяйство перешло к развитию, и в последние годы наметились существенные позитивные перемены и в растениеводстве. Введены в оборот заброшенные земли, увеличилась посевная площадь, особенно зерновых и кукурузы на зерно, выполнена программа по севу кормовых культур, картофеля и овощей. Внедряются новые техника и технологии возделывания сельхозкультур. Более широко стали применяться элитные и высокопродуктивные семена, внедряться новые сорта и гибриды. Перемены нарастают ежегодно, и в итоге в растениеводстве область сделала такой большой шаг вперед, что нынешний год стал рекордным как по урожайности, так и по валовому сбору зерна. Урожайность зерновых составила в среднем 37,5 центнера с гектара, сахарной свеклы – 380 центнеров.
Сейчас уже можно сказать, что агрономы хозяйств совершенно по-иному стали относиться к сортосмене и сортообновлению. Благодаря их заинтересованности в повышении урожайности резко возрос спрос на элитные семена зерновых, получили более широкое распространение новые высокоурожайные сорта, гибриды кукурузы на зерно, сахарной свеклы, подсолнечника, ярового рапса. В связи с этим возросла и роль сортоиспытательной службы, которая представлена в области пятью зерновыми, свекловичными и овощными сортоучастками. Она работает напрямую с оригинаторами сортов, что дает возможность ускоренно размножать и внедрять в производство новые перспективные сорта. Особенно это заметно в районах, где расположены государственные сортоучастки. В нынешнем году в Госреестр включены такие сорта озимой пшеницы, как Льговская 4, Синтетик, Губернатор Дона, продолжаются испытания сортов Сурава и Скипетр. О перспективности этих сортов красноречиво говорит такой факт: в нынешнем году повсеместно наблюдалось полегание озимых хлебов, а названные сорта даже при урожайности свыше 100 центнеров с гектара выдержали, хорошо перезимовали. По мнению специалистов Курского филиала ФГУ «Госсорткомиссия», размножение именно этих сортов в области необходимо.
Всего же в нынешнем году в испытаниях находилось 45 сортов озимой пшеницы, в том числе 17 сортов испытывались по первому году. Естественно, доходят до поля только те, что показали в наших условиях лучшие результаты.
Об обновлении сортов сегодня не заботится разве что самый ленивый хозяин. В разговорах с руководителями и специалистами хозяйств то и дело слышишь о том, кто какими новыми перспективными сортами пшеницы, ячменя, сахарной свеклы обзавелся. Тем более, что пищи для разговоров хватает. К примеру, одной лишь озимой пшеницы у нас сейчас возделывается аж 34 сорта. Запутаться можно. Честно говоря, такое изобилие даже смущает. Хорошо ли это? Специалисты считают, что хорошего в таком разнообразии мало. Нет, все бы ничего, если бы это многообразие было максимально адаптировано к нашим, местным условиям. Ведь надо учитывать, что такого разнообразия почвенно-климатических условий, как в России, нет ни в одной другой стране мира, да к тому же в каждом регионе имеется от двух до девяти зон, различающихся как по структуре почвы, так и по температурному режиму и влагообеспеченности. Чем, собственно, и обусловлено существование Госреестра селекционных достижений. Нахождение сорта в этом реестре дает право при соблюдении карантинных требований размножать, ввозить и реализовать в соответствующих регионах семенной материал сорта. Семенные посевы подлежат апробации, а на семена выдается сертификат, удостоверяющий их сортовую принадлежность, происхождение и качество.
Порядок довольно жесткий, но, как видим, это и оправданно и необходимо. Так все ли культивируемые у нас сорта и гибриды озимой пшеницы соответствуют этим требованиям? В том-то и дело, что нет. Оказывается, шесть сортов не включены в Госреестр, а 12 не имеют допуска по региону. То есть больше половины сортов «проживают» на наших полях без прописки.
На это обратил внимание начальник Курского филиала ФГУ «Госсорткомиссия» Владимир Пожидаев на областном совещании со специалистами агрономической службы районов и начальниками районных филиалов ФГУ по итогам сортоиспытаний. Используя семена зерновых мало изученных в наших условиях сортов, хозяйства здорово рискуют - велика вероятность того, что они не получат тех результатов, на которые, естественно, рассчитывают. Это проблема, требующая деятельного внимания комитета АПК и районных управлений аграрной политики. А для созданного в области союза семеноводов это, что называется, пробный камень. Потому что обеспечение крестьян новыми, высокопродуктивными сортами – это, в конечном счете, и есть продовольственная и сырьевая безопасность как области, так и страны в целом. И Госреестр в этом отношении большой помощник.
Впрочем, здесь не все так просто. Не все знают, что сейчас идет много разговоров о судьбе сортоиспытания в России, о целесообразности существования Госреестра, для составления которого, собственно, и нужны сортоиспытатели. Существует и обсуждается проект нового Федерального закона «О семеноводстве», в котором не нашлось места Государственному реестру селекционных достижений, допущенных к использованию, нет и упоминаний о государственном испытании сортов на хозяйственную полезность. К этому, говорил Владимир Алексеевич, приложили руку коммерческие структуры, лоббирующие свои интересы. Они всеми правдами и неправдами стремятся уничтожить систему сортоиспытания, потому что она им мешает. Вместо Госреестра предполагается каталог сортов растений Российской Федерации. По мнению аграриев, делается это во многом для того, чтобы отменить разрешительный характер ввоза из-за рубежа семян, не прошедших испытания на хозяйственную полезность.
Дело в том, что по существующим правилам необходимо подавать в Госсорткомиссию заявки на допуск к использованию семян на каждый иностранный сорт, что весьма хлопотно, ведь сортов за рубежом сотни. Надо учесть и то, что иные коммерческие структуры, занимающиеся ввозом семян овощных и других культур из-за рубежа, по бросовым ценам скупают там партии семян уже после окончания периода их реализации. А кто может знать заранее, семена каких сортов залежатся на складах европейских фирм в тот или иной год? Так что проще всего скупить остатки семян оптом, и, завезя в Россию, пустить в реализацию на следующий год. Известно, что некоторые фирмы обращаются в Минсельхоз за разрешением на ввоз семян из-за рубежа не перед началом сева, то есть в феврале-марте, что было бы логично, а в середине ... лета. Таким образом, пролежав на складах уже российских фирм еще целый год, семена теряют всхожесть. А в России она, как и другие показатели качества посевного материала, регламентируется ГОСТами. А какая может быть всхожесть у старых, практически уже не пригодных к посеву импортных семян! Поэтому понятно стремление таких коммерческих структур заменить ГОСТы техническими регламентами. Предложенный проект закона предусматривает, что ни Госсеминспекция, ни какой-либо другой орган уже не будет осуществлять контролирующие функции.
Что же касается производства семян элиты, то, согласно проекту, этим могут заниматься все желающие, что недопустимо. И не должно быть никакого грунтового контроля лишь «по заявке заинтересованного лица». Наоборот, специалисты соответствующих органов должны не только проводить контроль по заявкам юридических и физических лиц, но и иметь право в любое время прийти на склад и отобрать образцы семенного материала для анализа , чтобы исключить случаи обмана покупателей.
Участники совещания разделили озабоченность В. Пожидаева тем, что в проекте закона выхолощено содержание контроля качества семян. По их мнению, должен быть разрешен оборот партий семян и посадочного материала, включая ввоз семян из-за рубежа, по основным культурам (зерновые, зернобобовые, кукуруза, люцерна, клевер, капуста, картофель, сахарная свекла, подсолнечник и другие) только тех сортов, которые включены в Госреестр.
Такая же позиция и у областного комитета АПК. Он направил свои отзывы на проект в Минсельхоз. По слухам, аграрии не только Курской области обеспокоены возможными изменениями, о которых идет речь. Что ж, остается надеяться, что голоса из регионов будут услышаны.
Курская Правда
Увы, столь удручающая картина была во многих хозяйствах.
Но вот от выживания сельское хозяйство перешло к развитию, и в последние годы наметились существенные позитивные перемены и в растениеводстве. Введены в оборот заброшенные земли, увеличилась посевная площадь, особенно зерновых и кукурузы на зерно, выполнена программа по севу кормовых культур, картофеля и овощей. Внедряются новые техника и технологии возделывания сельхозкультур. Более широко стали применяться элитные и высокопродуктивные семена, внедряться новые сорта и гибриды. Перемены нарастают ежегодно, и в итоге в растениеводстве область сделала такой большой шаг вперед, что нынешний год стал рекордным как по урожайности, так и по валовому сбору зерна. Урожайность зерновых составила в среднем 37,5 центнера с гектара, сахарной свеклы – 380 центнеров.
Сейчас уже можно сказать, что агрономы хозяйств совершенно по-иному стали относиться к сортосмене и сортообновлению. Благодаря их заинтересованности в повышении урожайности резко возрос спрос на элитные семена зерновых, получили более широкое распространение новые высокоурожайные сорта, гибриды кукурузы на зерно, сахарной свеклы, подсолнечника, ярового рапса. В связи с этим возросла и роль сортоиспытательной службы, которая представлена в области пятью зерновыми, свекловичными и овощными сортоучастками. Она работает напрямую с оригинаторами сортов, что дает возможность ускоренно размножать и внедрять в производство новые перспективные сорта. Особенно это заметно в районах, где расположены государственные сортоучастки. В нынешнем году в Госреестр включены такие сорта озимой пшеницы, как Льговская 4, Синтетик, Губернатор Дона, продолжаются испытания сортов Сурава и Скипетр. О перспективности этих сортов красноречиво говорит такой факт: в нынешнем году повсеместно наблюдалось полегание озимых хлебов, а названные сорта даже при урожайности свыше 100 центнеров с гектара выдержали, хорошо перезимовали. По мнению специалистов Курского филиала ФГУ «Госсорткомиссия», размножение именно этих сортов в области необходимо.
Всего же в нынешнем году в испытаниях находилось 45 сортов озимой пшеницы, в том числе 17 сортов испытывались по первому году. Естественно, доходят до поля только те, что показали в наших условиях лучшие результаты.
Об обновлении сортов сегодня не заботится разве что самый ленивый хозяин. В разговорах с руководителями и специалистами хозяйств то и дело слышишь о том, кто какими новыми перспективными сортами пшеницы, ячменя, сахарной свеклы обзавелся. Тем более, что пищи для разговоров хватает. К примеру, одной лишь озимой пшеницы у нас сейчас возделывается аж 34 сорта. Запутаться можно. Честно говоря, такое изобилие даже смущает. Хорошо ли это? Специалисты считают, что хорошего в таком разнообразии мало. Нет, все бы ничего, если бы это многообразие было максимально адаптировано к нашим, местным условиям. Ведь надо учитывать, что такого разнообразия почвенно-климатических условий, как в России, нет ни в одной другой стране мира, да к тому же в каждом регионе имеется от двух до девяти зон, различающихся как по структуре почвы, так и по температурному режиму и влагообеспеченности. Чем, собственно, и обусловлено существование Госреестра селекционных достижений. Нахождение сорта в этом реестре дает право при соблюдении карантинных требований размножать, ввозить и реализовать в соответствующих регионах семенной материал сорта. Семенные посевы подлежат апробации, а на семена выдается сертификат, удостоверяющий их сортовую принадлежность, происхождение и качество.
Порядок довольно жесткий, но, как видим, это и оправданно и необходимо. Так все ли культивируемые у нас сорта и гибриды озимой пшеницы соответствуют этим требованиям? В том-то и дело, что нет. Оказывается, шесть сортов не включены в Госреестр, а 12 не имеют допуска по региону. То есть больше половины сортов «проживают» на наших полях без прописки.
На это обратил внимание начальник Курского филиала ФГУ «Госсорткомиссия» Владимир Пожидаев на областном совещании со специалистами агрономической службы районов и начальниками районных филиалов ФГУ по итогам сортоиспытаний. Используя семена зерновых мало изученных в наших условиях сортов, хозяйства здорово рискуют - велика вероятность того, что они не получат тех результатов, на которые, естественно, рассчитывают. Это проблема, требующая деятельного внимания комитета АПК и районных управлений аграрной политики. А для созданного в области союза семеноводов это, что называется, пробный камень. Потому что обеспечение крестьян новыми, высокопродуктивными сортами – это, в конечном счете, и есть продовольственная и сырьевая безопасность как области, так и страны в целом. И Госреестр в этом отношении большой помощник.
Впрочем, здесь не все так просто. Не все знают, что сейчас идет много разговоров о судьбе сортоиспытания в России, о целесообразности существования Госреестра, для составления которого, собственно, и нужны сортоиспытатели. Существует и обсуждается проект нового Федерального закона «О семеноводстве», в котором не нашлось места Государственному реестру селекционных достижений, допущенных к использованию, нет и упоминаний о государственном испытании сортов на хозяйственную полезность. К этому, говорил Владимир Алексеевич, приложили руку коммерческие структуры, лоббирующие свои интересы. Они всеми правдами и неправдами стремятся уничтожить систему сортоиспытания, потому что она им мешает. Вместо Госреестра предполагается каталог сортов растений Российской Федерации. По мнению аграриев, делается это во многом для того, чтобы отменить разрешительный характер ввоза из-за рубежа семян, не прошедших испытания на хозяйственную полезность.
Дело в том, что по существующим правилам необходимо подавать в Госсорткомиссию заявки на допуск к использованию семян на каждый иностранный сорт, что весьма хлопотно, ведь сортов за рубежом сотни. Надо учесть и то, что иные коммерческие структуры, занимающиеся ввозом семян овощных и других культур из-за рубежа, по бросовым ценам скупают там партии семян уже после окончания периода их реализации. А кто может знать заранее, семена каких сортов залежатся на складах европейских фирм в тот или иной год? Так что проще всего скупить остатки семян оптом, и, завезя в Россию, пустить в реализацию на следующий год. Известно, что некоторые фирмы обращаются в Минсельхоз за разрешением на ввоз семян из-за рубежа не перед началом сева, то есть в феврале-марте, что было бы логично, а в середине ... лета. Таким образом, пролежав на складах уже российских фирм еще целый год, семена теряют всхожесть. А в России она, как и другие показатели качества посевного материала, регламентируется ГОСТами. А какая может быть всхожесть у старых, практически уже не пригодных к посеву импортных семян! Поэтому понятно стремление таких коммерческих структур заменить ГОСТы техническими регламентами. Предложенный проект закона предусматривает, что ни Госсеминспекция, ни какой-либо другой орган уже не будет осуществлять контролирующие функции.
Что же касается производства семян элиты, то, согласно проекту, этим могут заниматься все желающие, что недопустимо. И не должно быть никакого грунтового контроля лишь «по заявке заинтересованного лица». Наоборот, специалисты соответствующих органов должны не только проводить контроль по заявкам юридических и физических лиц, но и иметь право в любое время прийти на склад и отобрать образцы семенного материала для анализа , чтобы исключить случаи обмана покупателей.
Участники совещания разделили озабоченность В. Пожидаева тем, что в проекте закона выхолощено содержание контроля качества семян. По их мнению, должен быть разрешен оборот партий семян и посадочного материала, включая ввоз семян из-за рубежа, по основным культурам (зерновые, зернобобовые, кукуруза, люцерна, клевер, капуста, картофель, сахарная свекла, подсолнечник и другие) только тех сортов, которые включены в Госреестр.
Такая же позиция и у областного комитета АПК. Он направил свои отзывы на проект в Минсельхоз. По слухам, аграрии не только Курской области обеспокоены возможными изменениями, о которых идет речь. Что ж, остается надеяться, что голоса из регионов будут услышаны.
Курская Правда
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью