24 ноября 2024 г., Воскресенье
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Евросоюз перешел Средиземное море

07.06.05


Еще одна группа стран получит статус ассоциированных участников ЕС

Евросоюз и 8 средиземноморских стран в конце мая договорились, что к 2010 году последние станут ассоциированными участниками ЕС с расширенными экономическими возможностями на еврорынке. Это не только ограничит внешнеэкономические возможности России на этом рынке, но и распространит нынешние экономические проблемы между РФ и ЕС на весь Средиземноморский регион.
Упомянутые договоренности достигнуты в ходе недавних межправительственных и межпарламентских совещаний в Дублине, Неаполе и Каире. Такая политика Брюсселя соответствует программам ЕС "Друзья-соседи" и "Перекрестное партнерство", предусматривающим постепенную отмену ограничений на торговлю и сотрудничество стран-членов ЕС с соседними государствами-членами ВТО (об этом сообщали "РБГ" и "СОЮЗ"). Большинство пошлин и других ограничений на импорт, например, из Армении, Молдавии, Грузии и Киргизии-членов ВТО, Брюссель уже отменил или существенно снизил.

Договариваются альянсы

Не только с Брюсселем, но и, подчеркнем, со средиземноморскими странами-членами ЕС договаривалось Экономическое сообщество стран Магриба (Ливия, Алжир, Тунис, Марокко, Мавритания, Западная Сахара), с которым ассоциированы Египет с Суданом, сирийско-ливанская зона свободной торговли и Египет с Иорданией - члены общеарабской таможенно-тарифной зоны. Россия же, напомним, ведет экономические переговоры с ЕС, во-первых, почти исключительно на наднациональном уровне - то есть с руководствами Еврокомиссии и самого Евросоюза. А во-вторых - вне рамок российско-белорусского Союза и ЕврАзЭС. Как показывает практика, это ослабляет российские позиции на фоне, можно сказать, внешнеэкономической "антанты" большинства стран - членов ЕС и еврозоны.
В отличие от Магриба Россия предпочла "дорожные карты" и схожие документы статусу ассоциированного члена ЕС, хотя именно ассоциированный статус - это подтверждает опыт, подчеркнем, почти 60 стран-ассоциированных участников Евросоюза, в том числе арабо-средиземноморских, - гарантирует не только сырьевым, но и промышленным товарам и услугам из этих стран стабильное долговременное присутствие в государствах-членах и ЕС, и еврозоны.Арабо-средиземноморские же страны добились от ЕС, в частности, поэтапного снижения пошлин и увеличения квот на экспорт своей именно промышленной продукции, причем около трети ее ассортимента - конкуренты российских аналогов (химикаты, текстиль, кожгалантерея, нефтепродукты, медикаменты, металлоизделия, рыбо- и мясопродукты, плодоовощные полуфабрикаты и консервы, газовые полуфабрикаты и сжиженный газ, услуги по строительству и ремонту морских судов). Вдобавок эти страны будут ограничивать импорт тех товаров и услуг, сбыт которых ограничивается в регионе ЕС. Это, в частности, касается многих изделий химической промышленности, металлургии и зерна. Между тем именно арабское Средиземноморье является третьим по объемам поставок рынком экспорта зерна и химикатов из России. Плюс к этому ассоциация с ЕС этих стран предусматривает и приоритетность экспорта именно туда производственных капиталовложений.
Проще говоря, к 2010 году планируется сформировать общерегиональный средиземноморский рынок товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, примыкающий не столько к еврозоне и ЕС, сколько к средиземноморским странам-членам Евросоюза. Напомним и о том, что недавно введены в действие новые газопроводы из Магриба в регион ЕС, причем магрибскому газу в Европе гарантировано максимальное ценовое и сбытовое благоприятствование.

Региональные акценты вместо глобальных

По экспертным оценкам, регионализация европейской интеграции обусловлена противоречиями в самом ЕС, подтвержденными итогами недавних референдумов по европейской конституции во Франции и Голландии (более того - правительства Дании, Греции и Чехии недавно выступили за пересмотр этого документа, предлагая ослабить его, скажем так, директивно-транснациональный характер). Заметим, что средиземноморские страны-члены ЕС вместе с миниатюрными государствами региона (Сан-Марино, Андорра, Монако) давно договорились о согласованной внешнеэкономической политике, в том числе в отношении Магриба и Леванта.
Кстати, именно республика Сан-Марино еще в первой половине 1980-х предложила создать Средиземноморскую зону свободной торговли, включая Адриатический регион, а немного позже Мальта с Сан-Марино выступили за поэтапную интеграцию со Средиземноморской Европой Северной Африки и Восточного Средиземноморья. Как удалось узнать автору этих строк в 1996 году в Фиорентино (Сан-Марино), такие переговоры неофициально начались в середине 1980-х в Борго-Маджиоре (Сан-Марино), а с середины 1990-х годов они получили официальный статус и стали проводиться в "обычных" странах ЕС и Средиземноморья. Похоже, то была инициатива Евросоюза: сперва с помощью средиземноморских "офшорных карликов" дополнить географическую взаимозависимость Евросоюза и Средиземноморья финансово-экономической, а затем напрямую договариваться со средиземноморскими соседями.
В беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты" посол Туниса в РФ Мохаммед Белладжи отметил: "Не только страны-члены ЕС, но и весь этот блок заключили соглашения с Тунисом и его соседями в связи с их ассоциированным статусом в ЕС по всему спектру экономических взаимоотношений, включая квоты, пошлины, графики поставок, инвестиционные приоритеты, условия кредитов, режимы транзита, визового обмена. Это позволяет избегать внезапностей и односторонних санкций, делая наши отношения с ЕС долгосрочно предсказуемыми".С учетом нынешних акцентов в региональной политике Евросоюза и его средиземноморских участников резонно предположить, что приоритеты европейского диалога России будут определяться не только в Брюсселе, но и в столицах стран-членов ЕС.

Между тем

Появляются сообщения о том, что страны Вышеградской группы (Чехия, Австрия, Венгрия и Словения) планируют в ближайшее время начать координацию своей внешнеторговой политики и провести переговоры с Брюсселем о временной отсрочке высоких пошлин и ограниченных квот на торговлю со странами, не участвующими в ЕС. О схожих планах высказываются правительственные чиновники не участвующих в еврозоне Дании и Швеции. Недовольство запретительными ограничениями Брюсселя во внешнеэкономических связях высказывается на официальном уровне и в Эстонии (в Тарту недавно состоялась национальная экономическая конференция именно по этой проблеме), Литве, Польше. Это может быть выгодно России и другим странам СНГ, промышленная продукция которых по-прежнему с трудом проникает на еврорынок. Резонно предположить, что с учетом упомянутых тенденций переговоры по этим вопросам впредь будут идти не с наднациональными европейскими структурами.
Пересмотр дотационной политики в отношении стран - "новобранцев" ЕС, на котором настаивают влиятельные правительственные чиновники Франции, Голландии, Греции, Дании, Швеции, Чехии, Финляндии и Люксембурга, тоже ослабляет международные позиции еврозоны. По экспертным оценкам, на политику Европейского центробанка и на стабильность евро окажет сильное влияние и состав нового правительства Франции: тамошняя антишираковская коалиция требует включить в него коммунистов, "национал-голлистов" (лепеновцев) и антиглобалистов, что не только кардинально изменит внутри- и внешнеэкономическую политику Франции, но и может спровоцировать отделение от нее Корсики и некоторых других регионов, в том числе зарубежных территорий. Эти факторы тем более повлияют на дееспособность именно наднациональных (брюссельских) предписаний ЕС.

Алексей Чичкин
Российская газета

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: