В пятницу глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что уже в этом полугодии министерство подготовит новую редакцию закона о государственных резервах. В нем будет закреплена норма, по которой Росрезерв будет иметь возможность выбрасывать на рынок материальные ресурсы, находящиеся у него на хранении, в первую очередь продовольствие, зерно и нефтепродукты, и таким образом сбивать цены на товары, которые вносят основной вклад в российскую инфляцию.
Помощь Росрезерва может оказаться как нельзя кстати. В прошлом году рост цен на нефтепродукты поднял инфляцию на 0,7%, рост цен на хлеб - на 0,5% из годовых 11,7%. В этом году ситуация уже выглядит катастрофичной: при официальном ориентире в 8,5% за год за первые 15 дней этого года инфляция выросла на 1,9%. Неудивительно, что правительство готово ввести частичное госрегулирование цен на ряд товаров, таких, которые, по словам Германа Грефа, "являются основой для развития всей промышленности страны".
Пока правительство частично регулирует лишь цены на зерно. Если цены растут, Минсельхоз и Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка проводят зерновые интервенции - выбрасывают на рынок зерно из фондов того же Росрезерва. Однако в подавляющем большинстве случаев за последние три года интервенции были проведены слишком поздно, когда ажиотажный спрос на зерно уже шел на спад. Это позволило зернотрейдерам зафиксировать прибыль, но не помогло снизить цены на хлеб: ведь большинство зерна было куплено до интервенций и по завышенной цене.
Тем не менее Герман Греф считает, что Росрезерв, получив соответствующие полномочия, мог бы снижать цены на зерно куда более эффективно. Вероятно, надежды связаны с тем, что в результате административной реформы Росрезерв попал под начало Минэкономразвития.
Идею регулирования цен на нефтепродукты за счет товарных интервенций поддерживает и глава ФАС Игорь Артемьев. Рост цен на них на внутреннем рынке в прошлом году составил около 30% при среднегодовом повышении цены на нефть на 15%.
"У "Транснефтепродукта" и Росрезерва есть достаточные запасы бензина, которые можно было бы выбрасывать на рынок", - подчеркивал глава ФАС. Однако эксперты полагают, что товарные интервенции эффективны в случае скачков цен, но не могут быть постоянным действенным механизмом для сдерживания инфляции. "Использование Росрезерва не может продолжаться бесконечно, - считает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. - Запасов хватит на один-два, максимум три месяца, а потом Росрезерву все равно придется пополнять запасы, закупая зерно или нефтепродукты на рынке по тем же самым ценам. А это значит, что инфляционный виток начнет закручиваться по новой". К тому же, по словам Гавриленкова, инфляция в России связана не столько с ростом цен на отдельные товары, сколько с повышенными инфляционными ожиданиями в целом. Отдельно встает и вопрос о транспортных расходах. Хранилища Росрезерва в основном расположены в районах Крайнего Севера, и стоимость доставки зерна или нефтепродуктов до потребителя может оказаться настолько высокой, что это нивелирует изначально низкую цену, по которой товар будет продан.
Газета