24 декабря 2024 г., Вторник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
ОАО \"Ростсельмаш\" объявляет о собственном возрождении. завод приступает к созданию нового комбайна \"Дон-091\"

15.11.01


На днях генеральный конструктор \"Ростсельмаша\" Виталий Василенко дал пресс-конференцию, на которой сообщил, что завод приступает к созданию нового комбайна \"Дон-091\". Эта новость, во-первых, означает, что российское село сможет, наконец, получить современный комбайн взамен безнадежно устаревших \"Нив\" и \"Донов-1500\". Во-вторых, что акционерное общество \"Ростсельмаш\" наконец выбралось из глубочайшего кризиса и с уверенностью смотрит в завтрашний день. Проект комбайна \"Дон-091\" \"тянет\" на 60 млн долларов. Откуда же взялись такие деньги у предприятия, с самого начала 90-х готов почти утонувшего в долгах?

Напомним, что \"Ростсельмаш\" последние полвека считался флагманом отечественного сельхозмашиностроения. До начала 90-х годов на него работали десятки заводов по всей стране, сбыт комбайнов осуществлялся по разнарядке, спорить с которой не рисковал никто, хотя сами сельчане нещадно ругались, говоря о \"Нивах\", а потом - и о тяжеленных \"Донах\", об их вошедшей в анекдоты ненадежности. Тогдашний генеральный директор Анатолий Песков был не только в Ростове, но и во всей стране фигурой более чем влиятельной, и любые проблемы \"Ростсельмаша\" решались неизменно, даже если для этого приходилось \"поднимать на уши\" Политбюро ЦК КПСС.

Развал плановой экономики привел к неизбежному: комбайны \"Ростсельмаша\", неконкурентоспособные с любой точки зрения, покупать стали все меньше. Поставщики комплектующих в большинстве оказались за границей. Денег из бюджета вытянуть было уже некому - легендарный Песков ушел, а новые директора, сменявшие некоторое время друг друга, даже внешне выглядели не очень солидно. Огромный завод-город продолжал жить и делать комбайны как бы по инерции (все ведь понимали, что падение предприятия, которое кормит несколько сотен тысяч человек, чревато мини-революцией), но бремя долгов росло, и впору было говорить вообще о существовании завода, а не строить грандиозные планы радикального обновления модельного ряда.

\"Ростсельмаш\" спасли два обстоятельства: поддержка местной и федеральной властей и появление нового, и, как сейчас становится ясно, вполне эффективного хозяина - холдинга \"Новое содружество\", выкупившего около 40% акций завода. К моменту прихода холдинга в 1999 году на \"Ростсельмаш\" общая сумма долгов превысила 2,3 млрд рублей. Новый хозяин проблему погашения задолженности посчитал для себя главной и энергично взялся за ее решение. С основным (после государства) кредитором - Сбербанком -\"Ростсельмаш\" полностью рассчитался в конце мая 2001 года, выплатив ему 104,5 млн рублей. Кроме текущих платежей, погашались старые долги фонду соцстраха, пенсионному фонду, фонду занятости. Вместе с тем, ситуация с основной задолженностью \"Ростсельмаша\" - государству и внебюджетным фондам - по-прежнему оставалась нерешенной. По мнению представителей \"Нового содружества\" и нового генерального директора Сергея Лебедева, дальнейшее промедление с принятием решения о долговых обязательствах \"Ростсельмаша\" было смерти подобно, так как за то время, пока документы о реструктуризации долгов \"Ростсельмаша\" согласовывались и утверждались в кабинетах московских министерств, сумма долгов вместе с пенями и штрафами превысила 2 млрд рублей. А значит, и деятельность \"Нового содружества\" по наращиванию объемов производства и внедрению новых моделей комбайнов, и попытки привлечения новых инвесторов были обречены.

Новому руководству завода, не раз взывавшему к общественному мнению и к властям с тезисом, что падение отечественного сельхозмашиностроения автоматически означает потерю Россией продовольственной независимости, удалось-таки заручиться поддержкой правительства (считается, что главную помощь оказал министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф). А уж губернатора Ростовской области Владимира Чуба и уговаривать не надо было: главному предприятию своего региона губернатор помогал всегда. Власти Ростовской области, например, регулярно закупают сотни ростсельмашевских комбайнов и передают их в колхозы и фермерские хозяйства области в лизинг, под будущий урожай (а это, понятно, изрядный риск).

В течение последних двух месяцев вышло несколько постановлений Правительства РФ о реструктуризации долгов \"Ростсельмаша\". Последнее из них, от 6 ноября 2001 года, предусматривает, что задолженность завода перед федеральным бюджетом будет реструктуризирована в ближайшие 8 лет. Это будет происходить путем поэтапного погашения долгов: в текущем году 0,8% от суммы задолженности по налогам и сборам; в 2002-3,9%; в 2003 году - 22,5%; в 2004-2007 годах будет ежегодно равными долями погашаться оставшаяся сумма реструктурируемой задолженности по налогам и сборам, а в 2008-2009 годах - будет ежегодно равными долями погашена задолженность по начисленным пеням и штрафам. По сообщению Департамента правительственной информации, платежи в счет погашения задолженности будут осуществляться \"Ростсельмашем\" ежеквартально равными долями, исходя из суммы задолженности, подлежащей погашению в соответствии с вышеприведенным графиком.

Это решение, судя по всему, полностью удовлетворило стратегического инвестора, вот тогда-то и решено было с помпой объявить о начале программы \"Дон-091\". Как отметил генеральный конструктор В.Василенко, в создание этой машины стратегический инвестор \"Ростсельмаша\" - холдинг \"Новое содружество\" - до 2005 года инвестирует 60 млн долларов, половину из которых он рассчитывает получить в виде инвестиционного кредита. К февралю 2002 года компания завершит первый этап конструкторской проработки комбайна, к июлю завершится его технологическая проработка, а в 2003 году будет выпущена первая промышленная партия в количестве 100 машин. В 2004 году \"Ростсельмаш\" планирует произвести еще 500 новых машин и в 2005 году - тысячу.

Судя по первым откликам сельчан, которые уже опробовали опытные образцы нового комбайна, это для России машина долгожданная. Новая модель по производительности представляет собой промежуточный класс между \"Нивой\" и \"Доном\". Тестовые испытания показали, что комбайн может убирать 13,7 тонн зерна в час. В ставропольском племколхозе \"Россия\", где проходили приемочные испытания комбайна \"Дон-091\", механизаторы характеризовали новое детище ростовских конструкторов и комбайностроителей как не уступающее зарубежным машинам ни по техническим возможностям, ни по качеству и надежности, ни по комфортности. На уборке подсолнечника \"ноль девяносто первый\" занял первое место среди наших и импортных машин.

\"Импортные машины, хоть и незначительно, пока превосходят в качестве наши, - заметил заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края Юрий Белый, - но их цена - 5-7 млн рублей - вчетверо выше \"Дона-1500Б\". А четыре \"Дона\" смогут на поле сделать гораздо больше, чем один \"Джон Дир\". По словам Ю.Белого, в колхозе \"Россия\", где испытывались новые модели \"Донов\", в том числе \"Дон-091\", провели сравнительные испытания иностранных и отечественных моделей. Нормально отрегулированный импортный комбайн теряет 1% зерна, наш - 0,5%. Этот показатель - один из наиглавнейших на сегодняшний день, ибо если в 2000 году Россия потеряла на полях 10 млн тонн зерна, то в 2001 - вдвое больше. К тому же, по мнению Ю.Белого, за сезон на подготовку и обслуживание одного комбайна \"Дон\" уходит не более 80 тыс. рублей, тогда как одного \"Кейса\" (США) - более 150 тыс.; \"Клааса\" (Германия) - около 400 тыс. рублей. Тем более, что техническое обслуживание импортных машин крайне затруднено, а ростсельмашевская база всегда под рукой. Опытные модели \"Донов-091\" в этом году успешно прошли испытания на полях Кубанского научно-исследовательского института техники и машиностроения и Северо-Кавказской испытательной станции, и были рекомендованы этими госучреждениями к промышленному производству. Средняя выработка на 1 комбайн составила 1250 га за сезон, потери зерна - 1,5%. По основным производственным показателям, новая модель на 25% эффективнее, чем существующий аналог \"Дона-091\" - \"Нива\", сообщил директор по связям с общественностью ОАО \"Ростсельмаш\" Сергей Волков.

В течение 2002 года \"Ростсельмаш\" планирует выпустить еще 5 опытных образцов \"Донов-091\" для прохождения полевых испытаний на испытательных станциях страны, расположенных вне Южного округа. Генеральный конструктор ОАО \"Ростсельмаш\" Виталий Василенко сообщил, что конструкторское бюро подготовило две новых модели комбайнов - \"Дон-091\" и \"Дон-141\". Первая придет на смену разработанной еще в 60-х годах \"Ниве\" и способна работать с производительностью 13,7 тонны зерна в час. Вторая заменит 20-летней давности \"Дон-1500\": у нее более мощный двигатель и более качественная очистка зерна. 141-я модель призвана стать базовой на российских полях. Стоимость комбайнов по сравнению со старыми марками возрастет приблизительно на 10 тыс. долларов, что в любом случае намного меньше, чем стоимость \"Джонов Диров\", \"Доминаторов\", \"Кейсов\" и других импортных комбайнов. Руководителей сельскохозяйственных ведомств основных зернодобывающих районов России - Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области, обсуждавших перспективы обновления комбайнового парка страны на своих совещаниях, новые цены не очень испугали. Главное, по их словам, - повышение качества и улучшение технического обслуживания машин. Общее мнение высказал ставрополец Ю.Белый: \"При правильно выполненных настройках и эксплуатации, при оптимальной производительности наши комбайны не уступают по потерям зерна зарубежным аналогам. Но только исправные...\"

А пока \"Ростсельмаш\" продолжает делать старые комбайны. За 10 месяцев этого года завод выпустил их в два с половиной раза больше, чем на тот же период прошлого - 5131 комбайн. Рост производства, конечно, говорит о возрождении предприятия, но так ли он необходим?

Судите сами: к 2001 году списочный парк комбайнов в России сократился наполовину по сравнению с 1990 годом - до 206,3 тыс. штук. Уже сегодня нехватка комбайнов составляет 126 тысяч штук, а с учетом списания физически изношенных машин к 2004 году недостаток уборочных агрегатов увеличится до 210 тыс. штук. При прежних темпах производства в 2004 году комбайновый парк страны составил бы всего 84,3 тыс. машин. Нагрузка на комбайн возросла бы до 523 га (норматив 131 га) а это означает затягивание сроков уборки и потери урожая до 30-40%. Вот поэтому в 2005 году ростсельмашевцы намерены произвести уже 15 тыс. комбайнов, и в их числе уже будут новые модели - долгожданные современные машины.

Источник: ИА Росбалт

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: