Российская пшеница в Азии: мечты разбиваются о реальность?
Япония и страны Юго-Восточной Азии наращивают собственное производство зерновых. Этот факт ставит под угрозу планы российских производителей по формированию дальневосточного зернового коридора.
О том, что страна в ближайшие годы вдвое - до 1,8 млн тонн - нарастит производство пшеницы, на прошлой неделе объявил замминистра сельского хозяйства Японии Машахико Ямада. Продовольственная безопасность отныне является национальной стратегией, добавил он. (Агн. ЗЕРНО Он-Лайн публиковало на эту тему ряд материалов в течение марта 2010г.: «Российская пшеница, если и попадет в Японию, то не скоро», «Российскую пшеницу в Азии особо не ждут», «Япония верстает планы импорта пшеницы на предстоящий год. Есть ли в них место для России?»)
О подобных планах заявляли и страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) - такие, как Малайзия и Бангладеш: выращивать рис в этом регионе становится всё дороже, и более дешёвая пшеница занимает место в рационе его населения. В ближайшие годы посевные площади, отданные под пшеницу, вырастут повсеместно, равно как и число перерабатывающих мощностей.
Два основных требования азиатских стран - регулярность поставки зерна и стабильность его качества - им проще соблюдать и контролировать самостоятельно.
Это плохая новость для российских компаний, заинтересованных в наращивании экспорта в Японию и ЮВА, отмечает глава ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко. Проблема в том, что у российской стороны планы по формированию дальневосточного зернового коридора по-прежнему присутствуют в лучшем случае на бумаге, а слова японского минсельхоза о росте производства начнут воплощаться в жизнь уже в этом году.
В итоге, когда Россия построит зерновые терминалы в дальневосточных портах, отечественная продукция может уже стать невостребованной на считавшемся до недавнего времени перспективном азиатском рынке. Напомним, что о планах создания зернового терминала в Ванино объявляла Группа компаний «Сибирский аграрный холдинг». А «Объединённая зерновая компания» заявляла, что к 2015 году будет вывозить в Японию и ЮВА до 8,5 млн тонн зерна ежегодно. Для этого, в частности, компания собралась приобрести до 3 тыс. вагонов-зерновозов.
Заявление минсельхоза Японии - новость не столько печальная, сколько реалистичная, отмечает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов: японский рынок всегда был весьма специфичным. Теперь вдобавок он может значительно сузиться. «Реальных коммерческих планов о выходе на этот рынок я пока не видел. В свете этой новости вероятность их появления только снижается», - говорит аналитик.
У российского, а конкретнее - сибирского зерна и без снижения японского импорта мало шансов выйти на этот рынок из-за ежегодного роста тарифов на его перевозку, отмечает Владимир Петриченко. Отчаявшись вывезти требуемые объёмы из региона, Минсельхоз уже завтра возобновит в Сибири зерновые интервенции - на это уже выделено 0,5 млрд руб. Всё зерно будет закупаться в Алтайском крае, где на 1 марта запасы пшеницы были на 71% выше прошлогодних.
Разумнее было бы потратить эти средства не на пополнение и без того неподъёмного интервенционного фонда, отмечает глава «ПроЗерно», а по примеру Казахстана ввести субсидии на вывоз пшеницы. Владимир Петриченко напоминает, что с апреля в республике будут компенсировать не $20, а $40 на каждую тонну зерна, вывезенную за пределы страны. Результаты очевидны: вывоз зерна по железной дороге в первом квартале почти вдвое выше, чем в прошлом году.