|
22 сентября 2003
|
|
В январе-июле 2003г. покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения России по говядине составила 65,1 кг в месяц. Таков факт, изложенный строго в терминах официальной статистики. В переводе на язык неспециалиста это означает, что "средний житель России" (личность виртуальная, в жизни не встречаемая), истратив все свои деньги исключительно на покупку говядины, смог бы приобрести именно такое количество этого продукта в месяц. Оценить эту величину можно только в сравнении. К примеру, в 1970г. этот показатель составлял 33,1 кг, в 1980-м - 43,5, а в 1990-м - 68. В 1995-м он упал до 48,5, а после дефолта, в 1999-м - до 34,4, что стало самой низкой точкой в эпоху реформ. В 2002-м было 53,9. Из всего этого нам интересна рекордная за всю историю России величина, достигнутая в 1990г: 68 кг. Поверим статистикам, оставив их секретом способ подсчета покупательной способности в 1990-м году, когда зарплата была уже либерализована, а цены - еще нет, вследствие чего не то что мясо - хлеб исчезал из продажи. Пусть будет 68. Сегодня этот уровень почти достигнут вновь. Тем самым наглядно опровергается любимый тезис противников рыночных реформ: дескать, раньше, пусть с очередями, но колбаса была доступна всем, а сейчас-то дорого так, что не подступиться, хоть она и лежит на всех прилавках. Тезис и раньше был сомнительным: былая доступность безоговорочно распространялась лишь на тех, кому доступны были спецбуфеты. Да и в них не было того выбора, какой сейчас предлагает рядовой магазин. Реальные 65 килограммов без очередей и с хорошим выбором против сомнительных 68 с очередями и без выбора - вывод ясен. Рынок сказал свое слово, хоть и не так скоро, как хотелось. Однако наша задача не в том, чтобы воздать хвалу рынку, тем более что названный показатель подвержен колебаниям. Он еще может упасть даже при росте реальных доходов населения - для этого достаточно, чтобы цена мяса росла быстрее, чем доходы, что вполне может случиться. Еще хуже то, что это лишь средний показатель, при огромной социальной дифференциации, оставляющей (по данным за первое полугодие) 35 миллионов человек за чертой бедности. Так что праздновать победу рано. Куда полезнее использовать данные статистики для того, чтобы понять, как мы живем на самом деле. Вот загадка: покупательная способность по мясу практически восстановлена, но потребление его остается куда более скромным, чем в советское время. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в 1990г. составляло 70 кг, в 1991-м - 65, а во второй половине 90-х годов не поднималось выше 47, в 2001-м (более поздних данных пока нет) - 43. Еще загадочнее движение этих показателей по фруктам. Если по мясу покупательная способность наших доходов в рыночную эпоху упала и потом с трудом восстанавливалась, то по фруктам она все эти трудные годы только росла. По яблокам покупательная способность поднялась с 88,8 кг в 1990г. до 119,5 в 2001-м, по цитрусовым - с 69,4 до 99,5. Тем не менее, среднедушевое потребление фруктов и ягод, составившее в 1990 году 37 килограммов и несколько упавшее в ближайшие затем годы, в 2001-м поднялось лишь до тех же 37 кг. Это может показаться необъяснимым для людей с мышлением составителей пресловутой Продовольственной программы СССР. В их глазах мясо, будучи прежде всего белковым продуктом, могло заменяться разве что рыбой или яйцами. В глазах рядовых людей мясо - прежде всего товар, обмениваемый на деньги. В этом качестве оно может заменяться не только хлебом или картофелем, но и, скажем, автомобилем, квартирой или мебелью. Советская власть решала за народ, что ему (народу) потреблять, почем и сколько. В условиях рынка человек решает это сам. При этом сплошь и рядом оказывается, что потребитель для себя решает иначе, нежели решало за него государство. Вернемся к статистике. Жилой фонд (общая площадь квартир) в расчете на душу населения увеличился с 16,4 кв. м в 1990г. до 19,9 в 2002-м. Прирост более чем на 20% за 11 лет для такого инерционного показателя надо признать весьма значительным. Еще нагляднее следующее: число квартирных телефонных аппаратов на 1000 человек населения увеличилось за те же годы со 118 до 217, количество легковых автомобилей на 100 домохозяйств - с14 до 27. По видеомагнитофонам и видеокамерам, музыкальным центрам и домашним персональным компьютерам невозможно даже сделать сравнение, поскольку в дорыночную эпоху статистически значимого количества просто не было, а сейчас их количество в личной собственности уже значительно.
|
|
|