Дагестан: Модернизация АПК
В этом плане на первое место выдвигаются проблемы рационального использования, охраны и воспроизводства плодородия весьма ограниченных земельных ресурсов, от которых в первую очередь зависит продовольственная безопасность населения земли. К великому сожалению, только в пределах 10% суши нашей планеты, или 1,5 млрд. га составляют пашню. Так что земельный фонд планеты, ее почвенный покров весьма ограничены и не могут быть увеличены по нашему желанию. Такое сокращение пахотопригодных земель на душу населения планеты происходит в связи как с ростом населения, так и из-за бесхозяйственного и варварского отношения к земельным ресурсам. Ныне, по предварительным расчетам, в России на душу населения приходится 0,8 га пашни.
Основной вывод: занимая более 10 % суши планеты и располагая в 3-4 раза большей пашней на душу населения, по сравнению с мировыми показателями, грешно и опрометчиво для нас импортировать в страну продукты питания из других стран мира. Заметим, что более 40% некоторых продуктов питания ныне в Россию завозится по импорту, тогда как по классификации ООН порог продовольственной безопасности страны составляет 15-20 % импорта продуктов питания. К сожалению, наши рынки захламлены некачественными импортными продовольственными товарами.
Среди краев, областей и республик Северо-Кавказского федерального округа Дагестан отличается наиболее низким удельным весом пашни в структуре сельхозугодий - 13,8 %, что в три раза меньше, чем в Кабардино-Балкарии и в Северной Осетии. Но при этом наша республика имеет самый большой процент орошаемой пашни по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Природно-климатические условия республики оказывают существенное влияние на колебание урожаев сельскохозяйственных культур по годам. Отметим, что 75% пашни в Дагестане размещено в острозасушливых условиях (300-400 мм осадков в год), 16% - в условиях не обеспеченной осадками богары и лишь 9% - более или менее обеспеченной влагой богары. Плодородие пахотных земель республики в 2-3 раза ниже, по сравнению с другими республиками Северного Кавказа, содержание гумуса в них не превышает 2,5-3%, а земледелие ведется с отрицательным балансом гумуса и питательных веществ в почве. Средневзвешенный бонитет всей пашни равен 41 баллу, а орошаемой пашни - 55 баллам.
Таким образом сельское хозяйство Дагестана развивается в экстремальных условиях, и нет легких путей в обеспечении продовольственной безопасности населения. При этом следует учесть такие негативные процессы, происходящие на территории республики, как опустынивание земель Терско-Кумского массива, вторичное засоление орошаемых земель и процессы ветровой и водной эрозии в горной части.
Насколько же оправдывает себя широко распространенное в народе мнение о малоземельности Дагестана? Если судить по российским масштабам, это так, а если сравнить со средневзвешенными показателями стран мира, и в особенности с такими развитыми странами, как Япония, Швейцария, Израиль и др., - не совсем!
При всех имеющихся объективных и субъективных трудностях проблема обеспечения собственными продуктами питания населения нашей республики вполне разрешима при комплексном и ответственном подходе к ее решению. В этом нас убеждают примеры развития аграрного сектора экономики вышеотмеченных стран мира, которые, имея в несколько раз меньше пашни на душу населения, чем у нас, полностью обеспечивают себя продовольствием и часть продукции вывозят за пределы своих стран.
К великому сожалению, приходится констатировать, что ежегодно в результате неправильного использования и эксплуатации, отвода земельных территорий для промышленных и геологоразведочных объектов, выделения больших площадей градостроению и наделов для индивидуального строительства, а также продажи в сельских муниципалитетах, мы теряем безвозвратно десятки тысяч гектаров плодородных обрабатываемых земель.
Ведь известно, что дагестанец раньше строил свой дом, оставляя лучшие земли для возделывания сельхозкультур. Нынешний «цивилизованный» человек для строительства дома и подсобных хозяйственных помещений использует самые лучшие земли, даже участки, занятые многолетними насаждениями.
К сожалению, многие «руководители» местных муниципалитетов проходят мимо этих вопиющих фактов алчности и деградации так называемых «новых дагестанцев». Тем не менее не надо забывать, что почва - земля - невосполнимые природные ресурсы, изъятие из сельхозоборота ценных земель — безвозвратная утрата нашей житницы.
Анализ и расчеты свидетельствуют о том, что в ближайшие годы мы можем потерять то, что у нас есть, или при заинтересованном подходе сможем довести пашню в республике до 600-650 тыс. га и орошаемую - до 400-450 тыс. га за счет освоения слабозасоленных и песчаных, а также предгорных и горно-долинных земель.
Дагестан, другие республики и края РФ не могут и не смогут произвести «революционные» изменения в области сельского хозяйства без серьезной поддержки Российского правительства. Таким образом, для возрождения сельского хозяйства на новом качественном уровне и подлинного крестьянства в России потребуются политическая воля руководителей страны, квалифицированный и целеустремленный труд научно-исследовательских учреждений и всего сельского населения.
При этом нам следует учесть, что возрождение сельского хозяйства, крестьянства на новом качественном уровне необходимы не только для обеспечения продовольственной безопасности страны, но и для сохранения менталитета и оздоровления наших народов. Ведь известно, что крестьянство со своей консервативностью и трудом на земле всегда являлось главной прослойкой населения, сохраняющей и приумножающей национальный характер, менталитет народа. Как известно из истории, многие страны исчезли с лица земли из-за потери крестьянства в результате миграционных процессов.
По нашему мнению, основными приоритетами государственной поддержки села являются разработка и утверждение на уровне Государственной Думы целостной стратегии устойчивого развития сельских территорий; инвентаризация и упорядочение законов о земле и землепользовании по стране; мелиоративное улучшение и рациональное использование земельных ресурсов страны; материально-техническое оснащение села и сельских товаропроизводителей; восстановление в приемлемой форме государственных закупок продукции села, а также организационное укрупнение форм хозяйствования на земле, кадровое и научное обеспечение АПК страны.
Безусловно, техническое перевооружение сельских товаропроизводителей - это основа модернизации сельского хозяйства страны. Разве допустимы сложившиеся ныне конъюнктура и цены на продукцию сельского хозяйства и сельскохозяйственной техники: промышленные товары в разы дороже, чем сельхозпродукция, реализуемая крестьянами. Необходимо в ближайшее время ликвидировать диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами, т.е. сельхозтехникой. Как можно поднимать и модернизировать сельское хозяйство, когда у нас много населенных пунктов, где имеется один тракторист со старым трактором?
Не менее важна проблема реализации продукции наших сельских товаропроизводителей. Десятки и сотни случаев, когда сельские товаропроизводители не знают, куда девать и как реализовывать свою продукцию, произведенную с такими трудностями.
Государство отменило или довело государственные закупки продукции своих крестьян до минимума, тогда как оно ежегодно закупает за границей сельхозпродукцию примерно на 60-70 млрд. долларов, захламляя наши рынки недоброкачественной сельхозпродукцией. Есть проблемы, над которыми следует призадуматься руководителям страны.
Задача обеспечения продовольственной безопасности республики, поставленная перед нами самой жизнью, вполне разрешима при рациональном использовании пашни, улучшении структуры посевных площадей, налаживании семеноводства, применении более совершенных технологий возделывания зерновых культур. В области животноводства возникает необходимость налаживания племенного дела и улучшения кормопроизводства.
Значительного внимания требуют к себе наши приоритетные отрасли АПК, как виноградарство и плодоводство, винодельческая и консервная промышленности, с продукцией которых мы можем конкурировать, как заметили выше, на российском и мировом рынках. Для оживления и увеличения площадей виноградников и садовых культур в первую очередь необходимо обеспечить товаропроизводителей всех форм собственности проектно-сметными документами и высококачественным сертифицированным посадочным материалом за счет бюджетных денег. У кого есть проектно-сметные документы по закладке новых насаждений должны получать долгосрочные (5-8 лет) кредиты с погашением процентных ставок банка за счет государственных субсидий.
Каждый из нас в ответе за положение дел в республике и стране, в развитии сельского хозяйства, благоустройстве жизни крестьянства. Пришло время всем, независимо от занимаемой должности, относиться к своим обязанностям и гражданскому долгу перед народом честно, добросовестно, по совести.