Дилеры сельхозтехники не спешат развивать обслуживание в районах Алтайского края.
Кризис открыл новые горизонты для развития центров по сервисному обслуживанию сельхозтехники. "Если раньше главным направлением нашей работы была ее продажа, то сейчас в связи со старением техники и экономическим кризисом на первую позицию выходит обслуживание и обеспечение запчастями. 50% доходов нашей фирмы приходится на эти направления", — рассказывает Евгений Трофимов, руководитель дилерского центра "СЭУС-Агро". Однако по-прежнему почти нереализованным остается пожелание, которое еще в 2008 году высказало дилерам сельхозуправление края, — развивать сети сервисных центров в районах. Крупные пункты обслуживания базируются в основном в Барнауле.
Год больших продаж
Идея о создании в крае полноценной сети сервисных центров для комплексного обслуживания сельхозтехники появилась еще в 2008 году. Тот год стал для дилеров очень удачным. Программа техперевооружения набирала обороты. Банки активно кредитовали аграриев. Существовавшая на тот момент система субсидирования позволяла не только получить компенсацию процентной ставки, но и вернуть часть денег, потраченных на покупку техники. Кроме того, хороший урожай 2007 года и высокая стоимость зерна дали возможность крестьянам развиваться. В итоге в 2008 году аграрии края потратили на покупку техники рекордные 6 млрд. рублей. По данным ГУСХ, в тот год было приобретено более 500 комбайнов, порядка 100 единиц кормоуборочной техники и почти 650 тракторов.
Тогда-то чиновники и стали призывать дилеров создавать сервисные центры в районах, а аграриев — не чинить импортную технику самостоятельно, а обращаться к профессионалам. Крупные поставщики начали создавать свои сервисные бригады и центры обслуживания сельхозтехники. Официальные представители приглашали специалистов с заводов-изготовителей, которые контролировали работу своих тракторов и комбайнов в период посевной и уборочной кампаний. Однако все эти услуги предоставлялись лишь в рамках гарантийного срока.
"Мы в свое время поняли: если хочешь продавать, умей решать проблемы клиентов, — рассказывает Евгений Трофимов. — Являясь официальными представителем компании John Deere, мы обязаны иметь современный сервисный центр. В нем все, вплоть до одежды сервисных инженеров, строго регламентировано. И с каждым годом требования ужесточаются все сильнее".
Остались в Барнауле
В настоящий момент сервисные центры по гарантийному и постгарантийному обслуживанию сельхозтехники имеют почти все крупные дилеры. Основная часть из них по-прежнему базируется в Барнауле. Так, компания "Агромаркет" построила крупный сервисный центр на территории поселка Южный, эту же часть города облюбовал другой дилер — "Агроцентр".
"В краевой столице у нас имеется крупный сервисный центр с оборудованным складом запасных частей и мастерской на восемь постов. Кроме того, постоянно работают пять выездных бригад. Пока, мы считаем, этого достаточно. Открывать в районах "гаражики" и называть их сервисными комплексами нет смысла. Все необходимые ремонтные работы можно проводить и в Барнауле", — сообщил Владимир Бутин, директор сервисного центра компании "Агромаркет".
Из крупных дилеров сельхозтехники районы осваивает только "Алтайагротех". Помимо современного сервисного центра и компьютеризированного учебного класса, расположенных в Барнауле, компания имеет по краю 12 торгово-сервисных комплексов. Однако большая часть из них работает как магазины.
"Первая очередь комплексов в Рубцовске и Бийске, а также в Поспелихинском, Мамонтовском, Шипуновском, Родинском и Топчихинском районах уже завершена, — рассказал Максим Зуйков, заместитель директора по развитию компании "Алтайагротех". — Они включают в себя складские помещения, магазины и офисы. Есть возможность пристроить к ним сервисные мастерские, рассчитанные на единовременное обслуживание двух тракторов или комбайнов. В Благовещенском, Кулундинском, Петропавловском и Целинном районах центры уже оборудованы сервисными блоками. В дальнейшем предусмотрена возможность их расширения".
Завершить строительство всей сети торгово-сервисных комплексов "Алтайагротех" планирует до 2013 года. Общая стоимость проекта составляет 720 млн. рублей, из которых 80% — кредитные ресурсы. Освоив уже более 500 млн. рублей, компания решила приостановить на время свое шествие по районам, чтобы оценить спрос на предоставляемые сервисные услуги.
По оценкам экспертов, даже в преддверии весенне-полевых работ спрос на данный вид услуг пока невысокий. По словам Максима Зуйкова, на рынке затишье. Ожидается, что только к концу июля аграрии начнут активно обращаться за помощью.
"К сожалению, относительно небольшое количество клиентов постоянно пользуется услугами сервисных центров. Обычно это хозяйства, купившие дорогостоящую технику. Поэтому, когда крестьяне обращаются к специалистам либо в период гарантийного срока, либо в каких-то тяжелых случаях, достаточно сложно обеспечить рентабельность сервиса", — констатировал Владимир Бутин.
Продажи новой техники падают
По данным ассоциации "Росагромаш", рынок новой сельхозтехники в России в 2009 году сократился в 3,5 раза по сравнению с показателями 2008 года — с $ 5,5 млрд. до $ 1,5 млрд. При этом приобретение импортной техники сократилось в шесть раз — с $ 3,6 млрд. до $ 0,6 млрд. в 2009 году.
В Алтайском крае наблюдается такая же тенденция. В 2008 году было приобретено техники на общую сумму 6 млрд. рублей, в 2009-м — на 4,5 млрд. рублей. По данным на 1 апреля 2010 года, в ГУСХ поступило заявок на покупку техники на 2,5 млрд. рублей, что на 1 млрд. меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.