Производители спецтехники ответили кризису.
В январе-феврале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года наметилось значительное увеличение производства в тракторном, сельскохозяйственном, лесозаготовительном, коммунальном и дорожно-строительном машиностроении. Такие данные приводятся в информационно-аналитическом бюллетене на сайте Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России».
По данным союза, больше всего за первый квартал возрос спрос на экскаваторы – на 320 процентов; на автогрейдеры – на 170 процентов; на башенные краны – на 80 процентов; на машины для городского коммунального хозяйства – на 64,3 процента; на погрузчики – на 37,5 процентов; на культиваторы – на 15,1 процентов, а также на тракторы – на 14,1 процентов.
В среднем 55,1 процент составляет увеличение выпуска дорожно-строительной техники. По производству автогрейдеров прирост произошел в сравнении с аналогичным периодом 2009 года в ОАО «Брянский Арсенал» (в 2,5 раза), по производству экскаваторов - в ОАО «САРЭКС», ОАО «Тверской экскаватор» и ЗАО «ЭКСМАШ». В производстве машин для городского коммунального хозяйства увеличение произошло в ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» (в 4,1 раза), ОАО «Тосненский механический завод» (в 5,1 раза).
Вместе с приростом можно увидеть и снижение производства всех видов сельскохозяйственной техники (кроме культиваторов), тракторов и трелевок леса, бульдозеров и трубоукладчиков, а также мостовых кранов. Наибольшее уменьшение в этом сегменте за период было замечено в ООО «Клаас» (74,8 процента). Снизился выпуск прицепной сельскохозяйственной техники (плуги, сеялки, косилки) - в среднем на 28,5 процентов. В ООО «СибзаводАгро» (72,8 процента) и в ОАО «Светлоградагромаш» (55,6 процентов) произошло наибольшее сокращение сеялок и плугов соответственно.
Сельхозмашины выпускаются «в стол»
Между тем, динамика отгрузки со складов идет на опережение производства по некоторым наименованиям товаров. Количество неотгруженных машин, которые находятся на складах предприятий, составило 8749 штук. По большей части из общего числа неотгруженной техники оказались: зерно-, кормоуборочные комбайны и прицепная сельскохозяйственная техника (5603 единицы – 64,0 процента), тракторы (1598 штук – 18,3 процентов).
На складах дилеров ОАО «КАМАЗ» сейчас находится больше всего нереализованной тракторной техники (18,6 процентов от общего количества нереализованных тракторов по всем предприятиям отрасли). Также в лидерах по этому показателю «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» (14,5 процентов), ОАО «Уралвагонзавод» (14,3 процентов), ОАО «ТК Волгоградский тракторный завод» (13,9 процентов). Среди производителей сельскохозяйственной техники наиболее медленными темпами идет реализация в ОАО «Ростсельмаш» (49,0 процентов от общего количества нереализованных комбайнов), ОАО «Светлоградагромаш» (52,9 процента от нереализованных плугов), ОАО «Миллеровосельмаш» (23,1 процента от нереализованных сеялок), ОАО «Грязинский культиваторный завод» (18,5 процентов от нереализованных культиваторов).
По словам представителя «Группы ГАЗ» производство автогрейдеров действительно возросло. Но на складах ничего не стоит. Такой порядок работы не выгоден предприятию. Работа ведется под заказы, просто за данный период выросло количество заказов.
Специалисты концерна «Тракторные заводы» сложившуюся ситуацию комментируют следующим образом: «Действительно в начале года был прирост производства, но за три месяца показатели пошли в минус. В феврале - 12 процентов, сейчас (в марте) - 7 процентов. Вроде бы все хотят увеличить производство, но зачем зарывать деньги в землю. В январе как хорошо все начиналось, но за три месяца уже уменьшение. По февралю уже в 2 раза сократилось все. Сейчас в апреле начинаются посевные работы, сбыт сельскохозяйственной техники увеличится. В июле посевная пройдет и все. Сельскохозяйственная техника сезонная, вот коммуналка стабильнее. Сейчас так происходит у всех, не только у нас. Автомобилисты собирались увеличивать производство. Но планировать можно все что угодно, все зависит от наличия договоров. В течении года, конечно же, все будет меняться».
Приближается выход из кризиса
По мнению большинства аналитиков, в целом тенденция развития рынка машиностроения сейчас положительная.
Оценивая прошедший период, эксперты инвестиционной компании «Финам» заключили: «По показателям рынка можно говорить о выходе из кризиса. Производится больше продукции и это видно, в частности, по металлургии и машиностроению. Ситуация потихоньку налаживается. Происходит увеличение оборотов. Машиностроители заявляли об улучшении еще осенью прошлого года. Наметилась четкая тенденция выхода из финансового кризиса».
Аналитик инвестиционной компании БКС вот таким образом обрисовал положение вещей:
«Выпуск экскаваторов упал за 2009 год по отношению к 2008. За два месяца 2010 г. у нас 320 процентов, что роста соответствует четырех кратному увеличению, что соответствует 5 процентам падению к 2008 году, это говорит о том, что на рынке экскаваторов происходит стагнация. Это происходит при том, что рынок по экскаваторам, автогрейдерам, погрузчикам преимущественно импортный. Скорее всего тут был госзаказ. Предприятия могли войти в список поддерживаемых государством производителей. Если говорить о башенных кранах, то в этой сфере нам еще расти и расти. Они используются при строительстве, а в этой сфере у нас провал. В отношении машин для городского коммунального хозяйства 54 процента роста это хорошо, еще в 40 процентов потенциал роста есть, им добирать надо. Опять же за счет того, что заводы начали восстанавливать производство и работать под государственный заказ. Это действительно важно - если бы не было государственного заказа, то для машиностроения это были бы очень большие средства. Прирост по тракторам в 14 процентов говорит о восстановлении этого рынка (например, в 2008 году падение было на 75 процентов). По сельхозтехнике обычно провал не большой. По зерноуборочной технике просто никакого роста не было. Деятельность производителей налажена сейчас, они чувствуют поддержку государства. Имеется неотгруженный товар, значит работают на склад. В рамках национальных проектов есть поддержка. И со сбытом у них будет есть поддержка. Так что затоваривания у них точно не произойдет. Это не та сфера. На отечественную сельхозтехнику государство делают ставку, но все равно иностранная по качеству лучше».
Как видно, отечественное машиностроение встает на ноги после кризиса. Но пока прирост незначительный в масштабе всего 2010 года и говорить о серьезных изменениях рано. Однако есть прямое доказательство, что государственное регулирование отрасли ведется и положительные сдвиги наметились.
Конечно, решающую роль здесь играет государство. Государственные заказы сейчас являются если не решающим, то очень действенным рычагом манипуляций на отечественном рынке машиностроения. И это только один шаг длинного пути.