«Belarus»: сделано в России!
В условиях мирового кризиса Минский тракторный завод делает ставку на организацию сборочных производств в странах ближнего и дальнего зарубежья и, в первую очередь, в России
Еще пару лет назад спрос на продукцию Минского тракторного завода превышал предложение. Покупателям в прямом смысле слова приходилось выстраиваться в очередь. Порой продавались тракторы, которые еще не сошли с конвейера. Все это было. Но мировой кризис положил конец спокойствию минских тракторостроителей.
Нельзя сказать, что белорусские тракторы стали неконкурентоспособны на рынке. В сегменте «хорошее качество – приемлемая цена» они по-прежнему занимали ведущие позиции. Скорее, более ограниченными стали возможности покупателей. В первую очередь, из России и Украины – одних из основных стран-импортеров продукции МТЗ. Причин тому немало. Здесь и финансовый (банковский) кризис, и антикризисные меры многих стран по защите внутреннего рынка. В такой ситуации на предприятии стали искать свои пути выхода из кризиса.
По заслугам и награда
Несмотря на все трудности, Минский тракторный завод продолжил активную маркетинговую политику по продвижению своей продукции как на Восток, так и на Запад. Предприятие стремится участвовать в крупнейших международных выставках. И небезуспешно.
На проходившей в октябре XI Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» Производственное объединение «Минский тракторный завод» удостоено серебряной медали за создание и освоение производства трактора «Беларус-1523». Как сообщает пресс-служба предприятия, кроме серебряной медали МТЗ были вручены еще два диплома – «Золотой осени» и проходившей в ее рамках выставки «AGRОTECH».
В ходе работы выставки «Золотая осень» трактор «Беларус-1221» был признан победителем конкурса на лучшую сельскохозяйственную машину 2009 года. Данный конкурс проводился по инициативе Министерства сельского хозяйства России. В рамках проекта медиа-группа «Крестьянские ведомости» и Ассоциация испытателей сельскохозяйственной техники провели опрос (посредством анкетирования и интернет-голосования) российских аграриев. При этом участникам опроса в анкеты надо было самостоятельно вписывать марки машин и оценивать их по определенным потребительским свойствам. В адрес организаторов поступило 1422 анкеты, из которых 837 – от региональных специалистов АПК и 585 – по итогам интернет-голосования. Как показали результаты, право на титул «Лучшая сельхозмашина 2009 года» оспаривали 507 наименований техники, из которых 59 – тракторы. В номинации «Лучший трактор 2009 года» победу одержал «Беларус-1221», набрав 205 голосов.
Крупнейшая в Европе сельскохозяйственная выставка «AGRITECHNICA» состоялась в Ганновере с 8 по 14 ноября. В мире она позиционируется как инновационная биржа сельхозмашиностроения. Присуждать награды до открытия экспозиции – обычная практика, предшествующая показу. Те экспоненты, которые претендуют на медали, представляют пакет документов на свои ноу-хау немецкому сельскохозяйственному обществу DLG. В его компетенции – определение призеров на «AGRITECHNICA».
Минский тракторный завод не только принял участие в Ганноверской выставке, но и был удостоен серебряной медали. Как сообщил начальник отдела рекламы и информационно-патентной работы МТЗ Сергей Петухов, в Ганновере завод представил новую инновационную модель трактора – «Беларус-3023». Она впервые была выставлена на широкое обозрение.
В номинации, касающейся тракторостроения, лишь пять производителей получили награды. Это компании «John Deere», «New Holland», «CLAAS», «Fendt» и Минский тракторный завод. По словам С. Петухова, в Ганновере предприятие представило также модели тракторов МТЗ 320, 422, 622, 925.4, 952, 1022.4, 1221.4, 1525.4. Любопытная деталь: по сравнению с 2007 г. («AGRITECHNICA» проводится раз в два года) Минский тракторный завод увеличил и свои выставочные площади, и модельный ряд продукции. В целом же число экспонентов выставки сократилось. Для сравнения: компания «John Deere» уменьшила свою выставочную площадь почти в пять раз. Причиной тому – последствия мирового экономического кризиса.
Не продавать, так собирать
Чтобы максимально сгладить последствия мирового кризиса, на Минском тракторном заводе решили сделать ставку на организацию сборочных производств своей продукции за рубежом. Подобный опыт на предприятии уже имелся. В частности, в Татарстане не первый год собирают белорусские тракторы.
Маркетинговые исследования, участие в выставках показывают, что в той же России спрос на минские тракторы по-прежнему существует. В нынешних условиях сельскохозяйственные предприятия и в средствах ограничены, да и кредит в банке на покупку импортной техники взять непросто. К тому же российское правительство установило преференции на приобретение отечественной продукции машиностроения, что значительно усложнило экспорт сельхозтехники. Другое дело – купить белорусский трактор, собранный в России. В этом случае аграрии смогут приобретать его с помощью субсидированных кредитов, поскольку такая техника не будет считаться импортной. Развивать сборочные производства выгодно и самим регионам. Новые рабочие места, стабильно работающее предприятие, продукция которого не залеживается на складах. От такого проекта не откажется ни один губернатор. Правда, подобное предприятие на голом месте создать трудно. Нужны и квалифицированные кадры, и какая-никакая производственная база.
Кто ищет, тот находит
Прошло не многим более полугода после принятия решения о создании в Смоленске сборочного производства белорусской техники. В короткие сроки на пустующих производственных площадях разместился современный сборочный цех, а руководство предприятия получило российский сертификат соответствия на сборочное производство трактора «Беларус-320-СМ», а также навесного быстро заменяемого оборудования для тракторов, что позволяет использовать одну машину в различных целях. Чуть позже предприятие освоило сборку трактора «Беларус-82.1-СМ» – одной из самых популярных и востребованных моделей МТЗ.
В октябре из сборочного цеха выехал первый «Беларус» местного производства. Как заявил вице-губернатор Смоленской области Владимир Суржиков, за последние два с половиной года в области идет достаточно энергичный процесс замены сельскохозяйственной техники, и появление нового производителя тракторов пришлось очень кстати. Тем более что это – российская продукция, позволяющая использовать доступные механизмы господдержки АПК.
По словам генерального директора смоленского предприятия Леонида Кальницкого, если первый трактор полностью собран из белорусских комплектующих (всего их более четырехсот), то в перспективе планируется постепенно замещать их российскими деталями. В Смоленске есть немало предприятий, обладающих необходимой производственной базой. А губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев не исключает, что в скором времени Смоленщина может стать сборочным цехом для белорусских машиностроительных предприятий, заинтересованных в продвижении своей продукции в Россию.
Проект по сборке белорусских тракторов успешно реализуется и в Алтайском крае. В нем участвуют ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» и ООО «Спецтехника». По информации пресс-службы Управления Алтайского края по промышленности и энергетике, 15 октября в администрации Рубцовска состоялось совещание по вопросам реализации Программы мероприятий по развитию сотрудничества между Алтайским краем и Республикой Беларусь на 2009–2010 гг.
На совещании было отмечено, что в соответствии с достигнутыми с Минским тракторным заводом договоренностями ведется подготовка документации по регистрации совместного предприятия. В настоящее время полностью подготовлен производственный корпус и собрано три трактора «Беларус-82.1», на которые проводится сертификация соответствия, получена лицензия на использование товарного знака, ведутся переговоры по поставке еще 25 машинокомплектов.
Что касается ООО «Спецтехника», занимающегося сборкой малых тракторов «Беларус-320», то участники совещания одобрили работу предприятия по организации сборочного производства. В настоящее время поставлено и собрано 29 машинокомплектов. Параллельно предприятие ведет проработку вариантов организации изготовления навесного оборудования к тракторам «Беларус-320», привлекая к этому промышленные предприятия края.
Неподдельный интерес к белорусским тракторам проявляют и в Башкортостане. Этим летом официальная делегация Республики Башкортостан во главе с министром строительства, архитектуры и транспорта Равилем Ибаттулиным и заместителем министра сельского хозяйства Рустамом Зайнуллиным посетила ПО «МТЗ». Почетным гостям продемонстрировали возможности предприятия, пригласив их в корпус сборки тракторов, а также показали заводскую продукцию на специально организованной выставке.
По сообщению пресс-службы предприятия, заместитель министра сельского хозяйства Рустам Зайнуллин отметил, что белорусские тракторы в Башкортостане широко известны. Местные потребители довольны качеством машин и высоко оценивают технические характеристики. В настоящее время завершается подготовка сборочного производства «Беларусов» 320-й модели на территории Башкортостана. Оно создается Бобруйским заводом тракторных деталей и агрегатов совместно с башкирским концерном «Инмаш» в городе Стерлитамак. Осенью ожидается открытие сборочного производства. Помимо организации совместного производства в ходе переговоров обсуждались и другие вопросы взаимовыгодного сотрудничества. Со стороны МТЗ было предложено рассмотреть возможность создания в Башкортостане сборочного производства и других моделей «Беларусов». Делегация из Башкортостана, в свою очередь, высказала предложение о поставке на МТЗ некоторых комплектующих башкирского производства.
Стоит отметить, что свои сборочные производства в нынешнее непростое время МТЗ открывает не только в России. Они создаются как в других постсоветских странах, так и в дальнем зарубежье – Венесуэле, Ливии, Сербии. В условиях мирового кризиса, когда ведущие европейские и американские производители сельхозтехники вынуждены снижать объемы своего производства, у Минского тракторного завода появились дополнительные возможности для продвижения своей продукции на мировой рынок. И этот шанс он упускать не желает.