Дать агротехнике новую жизнь.
Эксплуатация старых комбайнов обходится хозяйствам очень дорого. «СИ» приняли участие в семинаре по модернизации и восстановлению зерноуборочных комбайнов.
Вчера корреспондент «СИ» побывал на семинаре, посвященном весьма актуальному для агропромышленного комплекса вопросу. Встреча объединила и производителей сельскохозяйственной техники, и дилеров, занимающихся ее обслуживанием, и руководителей крестьянских и фермерских хозяйств – то есть тех, кто непосредственно эксплуатирует эти машины в поле. Речь здесь шла о модернизации и восстановлении зерноуборочных комбайнов.
Не секрет, что в связи с мировым финансовым кризисом состояние многих отраслей экономики России значительно ухудшилось. Село оказалось в особо сложном положении. Валовая продукция сельского хозяйства заметно сократилась, износ основных фондов попросту огромен. Вдобавок ко всему АПК крайне слабо оснащен основными видами тракторной и сельхозтехники. Для того, чтобы проводить работы в оптимальные агротехнические сроки, российским аграриям недостает около 730 тыс. тракторов, 165 тыс. зерноуборочных и 26 тыс. кормоуборочных комбайнов. Аналогичная картина и по другим видам техники. Обеспеченность оборудованием не превышает 40%, а его износ порой достигает 85%.
Описанная ситуация привела к тому, что нагрузки на машины, работающие в АПК, за последние несколько лет значительно возросли. Из-за недостатка техники хозяйства вынуждены сокращать посевные площади, проводить полевые работы по упрощенным технологиям, растягивать агротехнические сроки, что ведет к уменьшению урожайности, увеличению потерь сельскохозяйственной продукции и снижению ее качества.
Из-за снижения доходности сельскохозяйственного производства, а также диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и технику, значительно уменьшилась покупательная способность сельхозтоваропроизводителей.
Ситуация в губернии немногим отличается от общероссийской. По данным областного министерства сельского хозяйства и продовольствия, в сравнении с 90-ми годами количество техники сократилось на 60-70%, а за пределами срока амортизации находится 65-75%.
Выступая на семинаре, руководитель управления технической политики министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Геннадий Чугунов отметил, что руководство губернии и минсельхоз придают очень большое значение технической и технологической модернизации сельхозпроизводства. В первую очередь, подразумевается приобретение новых тракторов и комбайнов.
– Но одномоментно заменить все изношенные машины на новенькие просто невозможно, – справедливо заметил г-н Чугунов. – Для этого необходимо порядка 16 миллиардов рублей. К слову, это больше, чем общий размер выручки от реализации всей сельхозпродукции в 2008 году. Поэтому рассматривается вопрос модернизации существующего парка, костяк которого составляют тракторы Т-150, К-700 и зерноуборочные комбайны «Дон-1500».
Есть и целый ряд других аргументов в пользу необходимости модернизации существующего моторного парка.
– Нельзя забывать, что эксплуатация старых комбайнов обходится хозяйствам очень дорого, - отметил Геннадий Чугунов. – Во-первых, большие потери зерна при уборке именно этими изношенными «Донами». По сути, теряется порядка 5% урожая. Во-вторых, огромные затраты на запасные части: в год хозяйства тратят около миллиарда рублей. Приблизительно на такую же сумму, кстати, ежегодно закупается новой техники. И эти расходы далеко не всегда окупаются, потому что качество запасных частей разное – бывает, что один узел восстановили, а другой вышел из строя и т.п. Восстановленный комбайн стоит 2,8-2,9 миллиона рублей. Новый ростовский «Акрос» - почти 6 миллионов.
Как отметил начальник торгового отдела группы компаний «Подшипник» Денис Кондрашов, в экономически развитых странах, таких как США и Германия, большое развитие получила система продажи подержанной техники на вторичном рынке.
- На рынке подержанных тракторов продается в среднем в три раза больше, чем новых, - отметил в частности г-н Кондрашов. – При этом срок службы техники на Западе просто потрясает. В Америке зерноуборочный комбайн служит хозяину 28 лет! Стоимость же той техники, которую после качественного ремонта и обслуживания реализуют через дилерскую систему, составляет треть от первоначальной. Побудительный мотив для всех участников вторичного рынка - прибыль, поскольку капитальный ремонт машин обходится в 2-3 раза дешевле покупки новой.
Как сообщили корреспонденту «СИ» аграрии - участники семинара, в Татарстане и Башкортостане накоплен положительный опыт восстановления машин, узлов и агрегатов. На каждом предприятии райсельхозтехники созданы специализированные звенья для завоза из хозяйств подержанных и списанных машин и оборудования - до 2,5 тыс. ежегодно. Из них до 1500-1600 машин возвращаются в хозяйства восстановленными. Цена восстановления - 25-40% стоимости новых.
По словам экспертов, в хозяйствах Самарской области сегодня насчитывается около 650 «Донов». Из них половина требуют капитальной модернизации. В городе Усть-Лабинск Краснодарского края сегодня действует специализированное ремонтное предприятие по модернизации комбайнов «Дон», тракторов К-700 и Т-150. Поэтому, чтобы не возить технику из Краснодарского края, стоит задача запустить ремонт комбайнов на самарской площадке, ведь экономически это более выгодно.
Участникам семинара сообщили, что если Минсельхоз соберет достаточное количество заявок от сельхозпроизводителей, тогда и в Самарской области удастся открыть совместное предприятие. Кстати, в соответствии с постановлением правительства Самарской области, от 10 до 20% затрат на приобретение модернизированного комбайна или трактора планируется компенсировать за счет средств областного бюджета. Кроме того, Минсельхоз готов рассмотреть и применение лизинговых схем. В этом случае компенсироваться будет 80% первоначального взноса. Эта новость вызвала оживленный интерес у самарских земледельцев. Ведь им предложили сэкономить на приобретении техники серьезные деньги, а это не может не сказаться на себестоимости продукта, следовательно, и на повышении ее конкурентоспособности на рынке.