Машиностроение России должно двигаться вперед и только по инновационному пути развития!
Председатель Комитета по тракторному,
сельскохозяйственному, лесозаготовительному,
коммунальному и дорожно-строительному машиностроению
Президент – Генеральный директор
машиностроительного холдинга «Концерн «Тракторные заводы»
Михаил БОЛОТИН
Сегодня уже никто не ставит под сомнение тот факт, что мир переживает глубокую трансформацию. Складывается совершенно новая геополитическая ситуация, которая определяется нарождающейся многополярностью, укреплением новых центров экономического роста.
Руководством Российской Федерации поставлены четкие стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационной, её модернизации и технологическому развитию. Несомненно, именно этот путь должен обеспечить достойное место России в современном мире – мире ХХI века.
Президент России Дмитрий Медведев определил пять главных приоритетов страны, деятельность по развитию которых находится под прямым его контролем. Это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации.
То, что машиностроение не попало в пятерку основных приоритетов страны, не значит, что оно не должно участвовать в общем процессе модернизации экономики. Продукция машиностроения используется для проведения работ нулевого уровня – это земляные, строительные и другие инфраструктурные работы. Звучит банально, но без машиностроителей невозможно построить лабораторный корпус для исследований по нанотехнологиям. За счет этих основных глобальных компетенций России оно должно создать более конкурентоспособную продукцию и предложить ее как на внутреннем, так и внешнем рынках в качестве альтернативы лучшим мировым аналогам техники. Нужно достичь другой, более высокой степени обеспечения внутреннего рынка качественной отечественной продукцией. Мировой опыт показывает, устойчивой может быть та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% внутреннего спроса.
Следуя пяти стратегиям лидерства в сфере высоких технологий, государство также намерено уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей, прежде всего, агропромышленного комплекса. Согласно прогнозам ООН к 2050 году численность населения Земли увеличится в два раза. Это потребует увеличения в два раза производства сельхозпродукции. Учитывая, что невозделанные или брошенные земли на сегодня остались только в Центральной Африке, а также на Украине и в России, в ближайшие годы ожидается бурный рост инвестиций в российское и украинское сельское хозяйство, в том числе и со стороны западных компаний. Уже сейчас рынок сельхозтехники в России считается одним из самых перспективных в мире. Потенциал роста спроса, как на комбайновую технику, так и на тракторы очень высок, что привлекает в страну большое количество иностранных производителей. Несмотря на кризис, планы по запуску производства в России в 2009 году озвучили буквально все крупные западные агротехнические компании.
Почти сто лет назад Генри Форд написал: «Земледелец слишком отяжеляет свой труд. Рядовой фермер тратит не больше пяти процентов своей энергии на действительно полезную работу. Не только все делается руками, но в большинстве случаев не обращено даже внимания на целесообразную организацию. Если встречается надобность в добавочной работе, то первая его мысль - нанять рабочих добавочно. Он считает излишней роскошью тратить деньги на улучшения. В хищнической трате времени и сил кроется причина высоких цен и малого заработка». Однако если взглянуть на современное российское село, мы увидим много общего с описанием великого промышленника. Минимальная механизация, отсутствие системного подхода и ясной экономической модели.
Сельскохозяйственное производство во многом зависит от технологической и технической модернизации. Сельское хозяйство России не сегодняшний день недостаточно обеспечено основными видами техники. Отечественные предприятия сельхозмашиностроения резко сократили выпуск сельхозмашин, а поступаемая из-за рубежа техника не адаптирована к российским реалиям, имеющим 550 природно-климатических зон.
Для совместного поиска эффективных путей по решению масштабных стратегических задач страны российские производители техники объединились в одну из самых масштабных отраслевых организаций – Союз машиностроителей России. Без сильного, передового машиностроения наша промышленность, наша экономика в целом, не будут конкурентоспособными, не будут полноценными. России не удастся уйти от чрезмерной сырьевой зависимости, провести глубинную инновационную перестройку экономики. Это объединение лучших представителей отрасли было продиктовано временем.
Инновационное и технологическое обновление предприятий являются основой повышения устойчивости машиностроительного комплекса страны в целом, что, в свою очередь, образует один из основных элементов по надежному обеспечению национальной и продовольственной безопасности страны.
В 2009 году мировой экономический кризис вскрыл все недостатки нашей экономики, базируемой на полном игнорировании реальных потребностей человека. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. В основной своей массе отечественный бизнес не изобретает и не создаёт нужные людям вещи и технологии, а идет по упрощенному сценарию: торгует тем, что сделано другими или дается без особых усилий, – сырьём либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведённые в России, в основной своей массе пока отличаются крайне невысоким качеством и конкурентоспособностью. Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса, а также запредельные колебания фондового рынка.
Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Как следствие – на уровне глобальных экономических процессов влияние и присутствие России на других рынках, прямо скажем, не так велико, каким могло быть.
На сегодняшний день при несопоставимой разнице стартовых условий зарубежных и российских производителей доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%. Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики в 2008 г. по данным Союза машиностроителей России составили: по бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам - 78%, коммунальной технике - 93%, лесозаготовительной технике - 74%, колесным тракторам малого и среднего класса - 91%, комбайнам - 50%, по навесному оборудованию для сельского хозяйства - 85%. Данные показатели являются фактическим приговором для российских производителей техники.
Основная часть промышленности РФ были созданы в период 1930-1980 гг., когда господствовала административно-командная система управления экономикой и ее секторами. Начавшиеся в 1990-е гг. радикальные системные реформы, осуществляемые преимущественно институционально-правовыми методами (без учета инновационно-технологического и инвестиционного факторов), практически вывели государство из сферы управления экономикой, в т.ч. и в промышленности.
Спад инновационной активности в стране, произошедший в 1990-е гг., привел к тому, что в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных предприятий, тогда как в таких странах, как Германия, США, Франция и Япония - от 70 до 82%. Вполне очевидно, что возобновление инновационного процесса в России будет происходить по мере преодоления кризиса и подъема экономики. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать возможность инновациям следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной промышленной политики превратить инновации в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечить ее перевод на инновационный путь развития и освоение достижений современного технологического прогресса.
К сожалению, еще широко распространено в российском обществе патерналистское настроение: уверенность в том, что все проблемы за них должно решать государство. Поэтому средства и преференции, которые на сегодняшний день Правительством РФ выделяются российскому бизнесу, к сожалению, тратятся не на задел в будущее - борьбу с собственной технологической отсталостью, наладку в кратчайшие сроки выпуска качественной, востребованной и конкурентоспособной продукции отечественного производства, а на банальное латание дыр текущего характера, связанных с кризисом.
Российскому обществу нужно избавиться от стереотипов «прошлого» и иллюзий по поводу того, что потребитель всегда будет и обязан покупать товар вчерашнего дня. Нам нужно научиться смотреть в будущее и именно там находить ориентиры и реперные точки нашего дальнейшего развития. Никакие заградительные барьеры, таможенные ввозные пошлины и другие административные ресурсы, по большому счету, никому из нас не помогут, если мы не научимся видеть будущее и в соответствии с этим меняться.
По экспертным оценкам, объем мирового рынка нанотехнологий вырастет к 2015 году с нынешних $250 млрд до $2-3 трлн, что сопоставимо с рынком энергоносителей. По существу, развитие нанотехнологий уже в ближайшее время изменит облик человечества, кардинально изменит нашу жизнь. Безусловно, Россия пока находится в начале пути, но имеет «нескромную задачу», поставленную руководством страны – «стать лидером в этом процессе». Для этого у нас есть и интеллектуальный потенциал, организационные и финансовые возможности. На сегодняшний день Россия располагает крупнейшей в мире госпрограммой, которая предусматривает выделение до 2015 года 318 млрд руб. на развитие нанотехнологий с целью доведения объемов продаж продукции российской наноиндустрии до 900 млрд руб.
По мнению Президента России Дмитрия Медведева, одним из главных сдерживающих факторов данного процесса – это моральная неготовность российского общества к изменениям, к новым эффективным моделям ведения бизнеса, ориентированного на реальные потребности рынка. В преодолении данной инерции при реализации инновационной политики в отрасли Правительство РФ, не в последнюю очередь, рассчитывает на помощь Общероссийской общественной организации - Союза машиностроителей России.
Будучи членом Бюро Центрального Совета Союза, а также являясь Председателем Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, хочу сказать, что организация ведет активную работу по налаживанию взаимодействия представителей реального сектора рынка с государственными учреждениями по вопросам технологического прогнозирования, налаживания координации с научными и инновационными центрами. Совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации Союзом ведется активная работа по продвижению лучшей отечественной машиностроительной продукции на внешние рынки.
Абсолютно очевидно, что государство и представители реального сектора рынка должны действовать скоординировано. Здесь ни отдельно наших усилий, ни отдельно правительственных - будет недостаточно. Результат может быть достигнут только благодаря совместной скоординированной и наступательной работе в одном направлении. Члены Союза машиностроителей России отлично понимают, что руководством страны, практически, дан старт масштабной перестройки всей экономики.
Конечно же, одним из важнейших вопросов, который стоит на повестке реализации данной стратегии, - это вопрос подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих специальностей. Эта проблема требует особого внимания, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса: необходимо помочь вузам и профессиональным училищам с разработкой новых образовательных программ, организацией производственной практики, созданием систем контроля за качеством образования.
В ХХ веке около двух третей мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей нашей фундаментальной науки. Согласно исследованию Гарвардской бизнес школы, опубликованному в феврале 2004 года, в России самый высокий уровень творческой активности. На втором месте Швеция, а затем США.
Абсолютно уверен, что важнейшим конкурентным преимуществом новой России должны стать знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям. Изобретатели, новаторы, учёные, учителя, предприниматели, внедряющие новые идеи и технологии, станут самыми востребованными и уважаемыми людьми в обществе. Для их плодотворной деятельности нужно создать все необходимые условия.
Россия может получить колоссальный эффект от развития своего образовательного и научного потенциала, являющихся одной из самых главных основ человеческого капитала. Чтобы получить данный ресурс, сделать его активной реальностью, необходимо как можно скорее решить существующие проблемы и угрозы в этой области. Начиная с 90-х годов, приток молодежи в науку и сферу образования был крайне незначительным. Возраст наиболее квалифицированных ученых и преподавателей, инженеров и рабочих подходит к предельному. Уже через 2-3 года, если не переломить столь негативные тенденции, кадровый потенциал науки России резко сократится, и восстановить его удастся в лучшем случае лишь через 15-20 лет.
Безусловно, России еще удается удерживать на мировом рынке вооружений передовые позиции, но в сфере высокотехнологичной продукции показатели выглядят более чем скромными. Для сравнения достаточно привести следующие данные: экспорт технологий Россией в 2007 году составил объем всего лишь в размере 630 млн долларов, в то время как, например, в Германии этот показатель превысил 42 млрд долларов. В среднем за год в России регистрируется около 35 тыс. патентов, а в США и Японии – по 400 тыс.
Государственные научные учреждения являются на сегодняшний день главными генераторами инноваций в ведущих инновационно-ориентированных мировых странах, таких как Франция и США. Поэтому их опыт по выстраиванию грамотной мотивации научного сообщества позволит в относительно небольшие сроки существенно активизировать инновационную деятельность в экономике нашей страны.
Одним из важных моментов увеличения инновационной составляющей в российской экономике может стать процесс активной коммерциализации научно-технической продукции, находящейся в собственности государства или созданной на бюджетные средства. Однако первым важным условием реализации данной стратегии развития страны и активизации ее технологического потенциала является значительное улучшение защиты интеллектуальной собственности.
В послевоенный период все развитые страны активно занимались поиском оптимальных путей передачи новой технологии из государственных лабораторий в предпринимательский сектор, включая ее вторичное использование. Поэтому одним из важнейших инструментов активизации инновационных проектов в российском машиностроении может стать гособоронзаказ. Развитие уже накопленного инновационного потенциала в ВПК дает реальную возможность его использования в гражданских секторах экономики. Опыт США показывает, что военно-техническая политика является одной из форм промышленно-инновационной политики. В 1990-е годы министерство обороны США обозначило и профинансировало реализацию 22 критически важных технологий. Из них 75 процентов имеют двойное назначение. В результате американская экономика получила мощное инновационное ускорение.
Учитывая, что большинство предприятий оборонно-промышленного комплекса России входит в состав госкорпорации «Ростехнологии» было бы целесообразным рассмотреть возможность при Союзе машиностроителей России создание банка новейших технологий, которым могли бы на коммерческой основе пользоваться производители гражданской продукции.
На текущий момент российскими ведущими экспертами выделяют три основных подхода к решению этих задач:
· коммерциализация результатов НИОКР силами самих государственных исследовательских центров;
· выполнение функций по коммерциализации существующими государственными структурами;
· создание специального "промежуточного" звена между государственными лабораториями и частной промышленностью.
В мировой практике существует уже достаточно успешных примеров стран, выбравших инновационный путь своего развития. Основываясь на их опыте, уже сейчас можно выделить следующие виды обязательных налоговых льгот по стимулированию инноваций:
· уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР;
· скидки с суммы начисленного к выплате компанией налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР;
· инвестиционный налоговый кредит (уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику);
· особые льготы по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных исследований (как правило в университетах) и для НИОКР силами мелкого и среднего бизнеса.
Конечно же, Россия находится на самом начале своего пути инновационного становления. Многое еще нужно сделать, поменять, многому научиться. Будущее открывает перед нашей страной и перед каждым из нас огромные возможности, которых и в помине не было еще десять лет назад. Пришло по-настоящему новое время, требующее от нас глобальных изменений в сторону лучшего.
Переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. Самое главное, что он в истории России будет осуществлён ненасильственными методами, не принуждением, а убеждением, собственным желанием измениться, всеобщим стремлением к лучшему, передовому.
Мы действительно живём в уникальное время. С новым руководством страны у нас, действительно, есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию. И машиностроители обязаны сделать всё от них зависящее, чтобы этот шанс был использован нашими предприятиями в полной мере.
Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Поэтому машиностроение должно двигаться вперед и только по инновационному пути развития!