Несмотря на то, что отечественная сельхозтехника занимает 70–80% рынка, иностранные компании постепенно отвоевывают покупателей за счет более гибкой производственной политики и предоставления сервисных услуг. Осень–зима — межсезонье для работ на сельскохозяйственных предприятиях. В этот период ремонтируют технику, закупают новое оборудование. Всего в коллективных хозяйствах Кубани задействовано более 60 тыс. единиц техники: тракторов, комбайнов, сеялок, плугов и др. По данным департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, сельскохозяйственные предприятия края в 2006 году закупили техники на сумму 4,9 млрд руб. По прогнозу специалистов, в 2007 году эта сумма составит 5,5 млрд руб. "Около 80% техники предприятий края изношено и требует обновления. Большинство хозяйств старается закупить новые машины, а не б/у, тем более на приобретение новой сельхозтехники, Россельхозбанк дает кредит. Основные покупатели — это фермеры, у которых не меньше 1–2 тыс. га земли, и предприятия, владеющие более 10 тыс. га", — рассказывает Вадим Малейченко, гендиректор ЗАО "Агроспецмашина". На территории Краснодарского края, по данным департамента сельского хозяйства, расположены 10 предприятий, занимающихся производством и сборкой сельхозтехники, в том числе зерноуборочных комбайнов "Клаас", тракторов марки "ХТЗ", борон, дискаторов, оборудования для элеваторов, животноводческих предприятий. Импортируют технику в край из Германии, Франции, Англии, США, Италии, Белоруссии и Украины. Спросом пользуется техника как отечественных, так и импортных производителей. Наметилась тенденция перехода хозяйств и фермеров к ресурсосберегающим технологиям, более мощной современной технике, которая за один проход выполняет сразу несколько операций. Это позволяет справиться с работами меньшим числом механизаторов и сэкономить на топливе. Александр Водзинский, начальник службы сервиса по ЮФО ООО "Сельхозтехснаб", считает, что все популярнее становится импортная техника, а отечественные производители постепенно теряют рынок сбыта. "В год на территории края продается около 2–3 тыс. тракторов, причем около 85% из них — отечественные, 15% — импортные, но с каждым годом сегмент продаж импортной техники прирастает на 1–2%. Иностранные компании более гибки в своей производственной политике: если потребителю нужен трактор, который потребляет биотопливо, то в течение 2–3 месяцев этот трактор попадает в производство. Наши производители не настолько оперативны. Отечественные тракторы пока не могут похвастаться такими показателями в области энергосбережения, как уменьшение расхода солярки, увеличение площадей за один проход техники. Отечественные машины с годами начнут покупать меньше, если производители не будут внедрять новые технологии", — говорит Александр Водзинский. ООО "Сельхозтехснаб" — с сентября 2007 года официальный дилер тракторов Lamborghini концерна SAME DEUTZ–FAHR на Кубани. По словам Александра Водзинского, в России около 600 тракторов Lamborghini, на Кубани первые два появятся в декабре (в хозяйстве Абинского района). Если объемы продаж достигнут 1 тыс. тракторов и комбайнов в год, то концерн намерен построить на территории Российской Федерации завод. На Кубани работают 41 дилерский и девять сервисных центров, реализующих и обслуживающих технику основных мировых производителей. Восемь ремонтных предприятий занимаются восстановлением и продажей бывшей в употреблении полнокомплектной сельхозтехники. В среднем за год они восстанавливают около 250 зерноуборочных, 10 кормоуборочных комбайнов, 50 тракторов. Наибольшие объемы ремонтных работ выполняют предприятия ГК "Подшипник" (Усть–Лабинск), ЗАО "Рамтехника" (Новокубанск), ОАО РТП"Курганинское", ОАО "Абинсктрактороцентр" и ЗАО "Староминская сельхозтехника". Участники рынка соглашаются, что наличие сервисного центра при компании, торгующей сельхозтехникой для покупателя, — показатель надежности. Однако, чтобы иметь на складе запас деталей, требуется значительная сумма, которой компании часто не обладают. Значимость сервисных центров подчеркивает Сергей Титовский, коммерческий директор ООО "Агропромэнерго". "Те компании, которые думают об успешных продажах, прежде всего набирают специалистов для предпродажной подготовки техники, техобслуживания, ремонта. Импортную технику, например, не всегда способны отремонтировать механизаторы колхозов: здесь необходимо знание конструкции машины, нюансов ремонта, настройки, а следовательно, нужны сервисные центры, — считает Сергей Титовский. — ООО "Агропромэнерго" имеет на складе около 1 тыс. наименований запчастей. При поломке деталь доставляется от одного часа до 2–3 дней. Редко выходящие из строя детали заказчик может ждать 2–3 месяца: так как они продаются нечасто и держать их на складе нерентабельно". Демонстрация сельхозмашин — маркетинговый ход, позволяющий увеличить объемы продаж. "Демонстрационные мероприятия — это обязательное условие для продвижения бренда компании. В год мы проводим около 10–12 показов. На них покупатели изучают технику, видят ее в действии, — говорит Сергей Титовский. — К сожалению, собрать руководителей предприятий, агрономов, механизаторов, главных инженеров непросто: они заинтересованы в демонстрациях, но, как правило, с трудом отрываются от работы. В среднем собирается от восьми до 30–40 человек, если мероприятие приурочено к агровыставке или совещанию — до 100 человек".