По данным Северо-Кавказской железной дороги, за 5 месяцев т.г. через припортовые станции перевезено 23 млн.т. экспортных, импортных и транзитных грузов, рост к аналогичному периоду прошлого года составил 7,5%.
Увеличение объема перевозок экспортных грузов через порты Юга России вызвано ростом грузооборота в портах Таманского полуострова, увеличением переработки нефтяных грузов в портах Новороссийск и Кавказ, а также ростом перевозки удобрений, черных металлов, лесных и зерновых грузов.
При общем росте перевалки грузов в портах за январь-май 2005г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года наблюдается значительное увеличение перевалки зерна, что составляет 620% к прошлому году. Всего на экспорт отгружено около 2 млн.т. зерновых грузов. Повышение объемов объясняется высоким урожаем в 2004г. а также возобновлением с марта перевозок зерновых грузов, имеющих сезонный характер, через порт Туапсе.
В перевалке зерна на экспорт доминирующую роль играет Новороссийский порт - его доля составляет 76%. Здесь Северо-Кавказской железной дорогой за первые 5 месяцев т.г. погружено около 800 тыс.т., что к январю-маю 2004г. составило 580%. В том числе значительно увеличена перевалка хлебных грузов через ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (элеватор). В январе-мае объем составил около 500 тыс.т., что к аналогичному периоду прошлого года составляет 346,4%.
Еще одной причиной увеличения погрузки стало повышение экспортного спроса на пшеницу 4 класса, а, следовательно, увеличение и стабилизация цен на зерно на территории Северного Кавказа. В то же время в остальных зернопроизводящих регионах страны прослеживается тенденция падения цен. В свою очередь, спрос со стороны экспортеров на данный класс пшеницы оказал поддержку ценам на пшеницу 3 класса и фураж. Валовой сбор ранних зерновых и зернобобовых культур в Южном Федеральном округе составил около 27,5 млн.т., а подсолнечника - 2,6 млн.т.