В Госдуме хотят умерить аппетиты экспортеров и перевозчиков зерна. Аграрии терпят убытки из-за высоких цен на услуги монополистов
Несмотря на то что в России высокие урожаи и большие сборы экспортной пошлины, которые идут на поддержку сельского хозяйства, до селян эти деньги фактически не доходят. Об этом сказал на пленарном заседании Госдумы 12 декабря глава думского Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг, представляя информацию о развитии конкуренции в АПК. Основная часть господдержки, по его словам, оседает в руках монополистов — экспортеров и перевозчиков, которые завышают цены на свои услуги. И в итоге фермеры терпят убытки, а цены на сельхозпродукцию растут. В Госдуме проанализируют эту информацию и сделают соответствующие выводы и предложения для исправления ситуации. Эту информацию могут также направить в кабмин.
Все из-за повышенных тарифов
На господдержку аграриев из федерального бюджета в последние годы выделяют около 500 млрд рублей в год, урожаи достаточно высокие, но при этом селяне почему-то терпят убытки, а цены на сельхозпродукцию растут. В этой ситуации по поручению руководства Госдумы разбирались три профильных комитета — по защите конкуренции, транспорту и аграрным вопросам. По итогам проведенного анализа глава Комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг представил информацию на пленарном заседании палаты 12 декабря о развитии конкуренции в агропромышленном комплексе.
Сегодня можно сказать, что в отрасли сложилась олигополия, считает депутат.
«Фактически у нас экспорт зерна контролируется несколькими компаниями. Примерно 55-56 процентов от всего объема зерновых распределяется между пятью крупнейшими экспортерами», — сказал Гартунг.
Компании-монополисты работают также на рынке перевалки зерна в портах и перевозок вагонами-зерновозами. «Это приводит к тому, что в высокий сезон, когда большой спрос на вывоз зерна, у нас цены на перевалку в глубоководных портах вырастают в два-три раза и превышают среднемировые в несколько раз», — сказал депутат. А на самых прибыльных направлениях железнодорожной перевозки зерна доля одного владельца вагонов-зерновозов — более 60 процентов.
В результате от завышенных тарифов на услуги таких компаний страдают аграрии, добавил Гартунг. «Селяне получают господдержку, но она потом растворяется в издержках, которые они несут, обслуживая монополизированные сектора», — сказал политик.
От ФАС и кабмина ждут действий
Исследования, которые провели депутаты, показывают, что в среднем у реальных производителей, работающих на земле, рентабельность минус один процент, добавил Гартунг. «То есть они в убытке. По разным регионам разная ситуация. Чем ближе к черноморским портам, ситуация немного получше, а чем дальше — там гораздо хуже с рентабельностью», — пояснил парламентарий. Снизить издержки селян необходимо. «Для этого ФАС должна неформально подходить к оценке доминирующего положения игроков на рынке. То есть, например, учитывать не все количество вагонов-зерновозов отдельной компании по стране, а в определенных регионах», — отметил политик.
Он считает, что информацию, собранную депутатами, надо направить в Правительство, чтобы оно отреагировало на сложившуюся ситуацию и предложило меры для ее разрешения. «Потому что цены растут. Только на сливочное масло они поднялись на 25 процентов. Так как растет стоимость зерновых, то дорожают корма и, соответственно, мясо, яйца, молоко», — добавил парламентарий.
Депутаты приняли информацию к сведению. «Думаю, что все профильные комитеты услышали информацию, и соответствующие выводы будут сделаны», — сказал на заседании первый зампредседателя Госдумы Иван Мельников.