Питательная среда: как и почему растёт экспорт растительных масел
Экспорт растительного масла из России за 9 месяцев 2024 года, по оценкам аналитического агентства OleoScope, достиг рекордных 5,32 млн тонн, это на 5% больше, чем годом ранее. Компании диверсифицируют каналы поставок и увеличивают доли готовой продукции в структуре продаж за рубеж. Рассмотрим, какие факторы влияют на экспорт.
Подсолнечный локомотив
Поставки подсолнечного масла растут опережающими темпами — на 23% по итогам января — сентября 2024 года, до 4,02 млн тонн. Другие популярные виды масла — соевое и рапсовое — поставляются за рубеж в более скромных объёмах. По данным OleoScope, экспорт соевого масла за девять месяцев увеличился на 4%, рапсового — снизился на 38%.
Экспорт основных видов растительных масел в январе — сентябре 2023—2024 годов, млн тонн
Источник: аналитическое агентство OleoScope
«В сезоне 2023/2024 (закончился 31 августа. — Прим. ред.) РФ с долей в 8% находится на третьем месте по объëмам экспорта растительных масел в мире. Больше продают только Индонезия и Малайзия — основные производители пальмового масла», — говорит Михаил Мальцев, исполнительный директор Масложирового союза России. По подсчётам объединения, Россия остаётся лидером по совокупному объёму поставок подсолнечного, рапсового и соевого масла — доля в общемировом объёме экспорта составляет 20%.
Михаил Мальцев, исполнительный директор Масложирового союза России:
В 2023 году снова получен рекордный урожай масличных — 29,9 млн тонн, и мы рассчитываем, что к концу текущего года произведём более 10 млн тонн растительных масел. Это позволит увеличить экспорт на 13% год к году, а объёмы достигнут порядка 7,5 млн тонн прежде всего благодаря росту экспорта подсолнечного масла, который может составить более 5 млн тонн. Объëм экспорта масложировой продукции, как мы ожидаем, достигнет по итогам 2024 года 12,4 млн тонн, а это плюс 1,3 млн тонн к прошлогоднему результату.
По оценкам Минсельхоза России, к 2030 году экспорт масложировой продукции может достигнуть 10 млрд долларов против 8,5 млрд долларов в 2023 году (приводит прогноз «Интерфакс)».
Рост экспорта отмечают и производители. «Уже несколько лет подряд мы увеличиваем долю экспортных поставок растительных масел: в 2021 году объëм продаж составил 118 000 тонн, в 2022-м — 220 000 тонн, в 2023-м — 244 000 тонн, — комментирует директор по маркетингу компании “Благо” Кирилл Мельников. — За шесть месяцев этого года мы отправили 163 000 тонн, что на 45% больше, чем за аналогичный период прошлого года».
Экспорт масличных культур (сырья) из России за девять месяцев 2024-го, напротив, на 36% меньше, чем в аналогичном периоде 2023-го, — 2,02 млн тонн, подсчитали аналитики OleoScope. В связи с действием экспортных пошлин на семена подсолнечника (50%, но не менее 32 000 рублей за тонну), соевых бобов (20%, но не менее 100 долларов за тонну) и рапса (30%, но не менее 165 евро за тонну) бизнесу выгоднее продавать продукцию более высокого передела.
Индия — в лидерах
География поставок растительного масла из России меняется. Китай — лидер по закупке по итогам 2023 года (свыше 2,5 млн тонн масла, в основном рапсового — 1,5 млн тонн) — в этом сезоне уступил первое место Индии и Турции. По данным федерального центра «Агроэкспорт», по итогам восьми месяцев текущего года на КНР пришлось 13% поставок, на Турцию — 14%, на Индию — 35% (пишет «Интерфакс»).
Основные страны — покупатели российского подсолнечного масла по итогам 9 месяцев 2024 года, тонны
Источник: аналитическое агентство OleoScope
Больше соевого масла — 190 000 тонн, или 36% всего объёма — закупил Алжир. Главный импортёр рапсового масла — Китай, он приобрёл 86% всего объёма.
Крупные экспортёры отмечают положительный тренд на расширение географии поставок. «В прошлом году новыми рынками, где появился экспортоориентированный бренд Altero, стали Египет и Иран», — комментируют в «Эфко». С 2021 года компания увеличила объём экспорта растительных масел в 2,5 раза — в первую очередь за счёт увеличения поставок на такие приоритетные рынки, как Китай и Индия.
Новые маршруты
Логистика из-за платёжных и иных ограничений усложняет работу поставщиков. Экспортёры масложировой продукции выходят из ситуации, пробуя новые маршруты. Два основных вида экспортных перевозок — железнодорожные и морские. По данным Масложирового союза России, при росте экспорта продуктов масложирового комплекса объёмы их перевозок железнодорожным транспортом снижаются.
Экспорт масличных культур, растительных масел и шротов портами и по железной дороге, тыс. тонн
Источник: Масложировой союз России
Выбор способа доставки зависит от многих факторов: объёма партии, страны назначения, срочности и так далее, поясняет Кирилл Мельников. По его словам, наличие у компании-поставщика в арсенале проработанных разнообразных маршрутов — ключевое условие для развития экспорта.
Кирилл Мельников, директор по маркетингу «Благо»:
Несколько лет назад наша компания начала развивать континентальные поставки монопоездами в Китай. Такой способ значительно быстрее, чем отправка морем, но дороже. Определённое преимущество такой отгрузки и то, что объëм поставки может быть меньше, чем требуется для морской партии. Это позволяет работать напрямую с конечными покупателями, минуя крупных трейдеров.
Поставки в Индию мы, напротив, осуществляем морем. Чтобы отгрузка была экономически оправдана, груз собирается от нескольких поставщиков и отправляется на корабле, вмещающем 40 000 тонн.
Как отметил Кирилл Мельников, вызов для логистики в сегменте продукции АПК — нехватка перевалочной инфраструктуры и подвижного состава на железных дорогах. Логистика не поспевает за растущим объëмом экспорта.
В таких условиях наличие собственной инфраструктуры становится важным фактором. Например, у «Эфко» есть свой порт в Тамани. Кроме того, в прошлом году компания перешла на самостоятельное фрахтование судов — с модели FOB (англ. free on board, продавец несёт лишь часть расходов по транспортировке и страхованию только до момента доставки товара на борт судна) на модель CIF (англ. cost, insurance and freight — цена товара, в которую включены его стоимость, цена страховки груза и плата за морскую или внутреннюю водную перевозку). «Теперь экспортëры “Эфко” полностью отвечают за груз не только до момента отгрузки на судно, но и до момента доставки в страну получателя. В этом году мы рассчитываем улучшить результат 2023 года и по итогам первого полугодия опережаем прошлогодний аналогичный показатель примерно на 25%», — поясняют в компании.
Уход в глубину
В масложировом экспорте растёт доля продукции высокого уровня передела. Наиболее востребовано фасованное в потребительскую тару растительное масло, которого в 2023 году было экспортировано 565 000 тонн, то есть примерно ⅛ всех поставок этого продукта (4,5 млн тонн). Это также больше трети общего объëма фасованного растительного масла, производимого в России. В 2024 году эксперты ожидают увеличение экспорта продукции глубокой переработки ещё на 4—5%.
Производство и экспорт фасованного растительного масла (в упаковке), тыс. тонн
Источник: Масложировой союз России
Другой популярный экспортный продукт переработки растительного масла — маргарин и товары на его основе. В 2023 году объём экспорта этих товаров составил 223 000 тонн, или 17% всего производства. Но по сравнению с 2021-м экспорт просел в 2022 году и продолжил падение в 2023-м, однако, как прогнозируют аналитики отраслевого союза, в 2024-м отыграет примерно 4,5%. Но то, что экспорт начал восстанавливаться, можно воспринимать как позитивный знак, добавляют участники рынка.
Производство и экспорт маргариновой продукции, тыс. тонн
Источник: Масложировой союз России
Растёт и экспорт российского майонеза (растительное масло — один из ключевых его ингредиентов), в прошлом году он увеличился на 11%, до 107 100 тонн, показывает мониторинг Масложирового союза. Самые крупные покупатели — Грузия, Узбекистан и Азербайджан. Готовые продукты проще транспортировать по тем направлениям, по которым нет больших логистических сложностей. «Для фасованных масел фактор логистики существенный, поэтому экономически целесообразно везти её в страны ближнего зарубежья, — говорит Кирилл Мельников. — Но и из этого правила есть исключение — стабильно поставляем масло в Южную Корею и Вьетнам».
Производители начинают развивать экспорт продуктов высокотехнологичной глубокой переработки. Как отмечают в «Эфко», востребованы специализированные и пищевые ингредиенты, например лецитины или пищевые растительные белки.
Развитие экспорта в направлении даёт более высокую маржинальность, но и требует больше усилий. «Экспортировать собственные бренды для компании, с одной стороны, экономически привлекательнее, а с другой — сложнее, — говорит Кирилл Мельников. — Продукт, скорее всего, придëтся адаптировать под национальные предпочтения, начиная от перевода имени и заканчивая корректировками в рецептуре и упаковке; новым брендам также требуется серьёзная маркетинговая поддержка. В этом плане производство собственных торговых марок (СТМ) для местных сетей — хорошее решение для того, чтобы познакомить покупателей с новым продуктом».