Тариф для экспортных перевозок зерна вырастет на 30% в Казахстане
КТЖ планирует рост тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети для экспортных перевозок с 1 января 2025 года. В результате, ожидается рост общего ж/д тарифа для зерна на 30%, удобрений – на 25%, остальных грузов – на 18%. В итоге, цены на зерно вырастут ориентировочно на 5%, передает агентство АПК Новости.
«В начале ноября на площадке Палаты предпринимателей «Атамекен» состоялось совещание с участием КТЖ, государственных органов, бизнес-сообщества и ассоциаций по вопросу установления унифицированных тарифов. Большой ажиотаж вызвала информация КТЖ о ежегодном росте регулируемых тарифов (МЖС и ЛТ) до 2026 года на 24%, в том числе о повышении с 1 января 2025 года предельного тарифа (в рамках максимального индекса 3,0 к тарифу) на МЖС для экспортных перевозок в целях доведения уровня тарифов до окупаемости», - сообщает Ассоциация казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков.
Согласно представленной информации, в результате, ожидается рост общего ж/д тарифа при экспортных перевозках угля - на 37%, железной руды - на 31%, зерна - на 30%, химикатов и соды - на 17%, цветной руды - на 24%, строительных грузов - на 6%, удобрений - на 25%, остальных грузов - на 18%.
При повышении тарифов влияние на цены составит в угле 2 - 6%, в ЖРС 1 - 8% и в зерне в пределах 5%.
«В качестве доводов в пользу повышения тарифов монополист привел поручения Главы государства, а также уровень долговой нагрузки, сложившейся по мнению КТЖ, из-за низких тарифов. Так, в 2023 году 73% грузов перевезено КТЖ ниже себестоимости», - сообщает Ассоциация.
По оценкам Нацкомпании, неповышение тарифов приведет к дальнейшему росту долговой нагрузки с 2,9 трлн тенге в 2023 году до 4,2 трлн в 2028 году.
Однако, сообщили участники рынка, большинство участников не поддержали данное решение, отметив в числе контраргументов следующие моменты:
• предлагаемый рост тарифов может привести к потере конкурентоспособности отечественных экспортеров;
• обязательства по ЕАЭС касательно унифицированных тарифов следует пересмотреть с учетом сохранения конкурентоспособности рынка Казахстана;
• необходимо провести более детальное обоснование роста тарифов и оценку рисков от введения максимальных ценовых пределов к тарифам на услуги МЖС при перевозке экспортных грузов.
При этом, в ответ на одну из главных причин повышения тарифов – необходимости инвестиций на поддержание и развитие ж/д сети, объем которых на сегодня оценивается в размере 5,7 трлн тенге – бизнес заверил в желании и готовности покрыть часть этой потребности. Дело осталось за малым - выработать взаимовыгодные условия ГЧП.
В итоге, приняты решения еще раз обсудить, проанализировать и направить письмо на имя Премьер-Министра с изложением всех рисков при реализации мер по росту тарифов.
«От себя добавим, рост тарифов не панацея и она нас не спасет. Нужны радикальные меры по реорганизации монополиста и выделению Оператора инфраструктуры под управление Минтранса, а также развитию конкуренции на рынке перевозочных услуг. Все это уже давно прописано в законодательстве и отработано в деле, однако, по понятным причинам тормозится главным бенефициаром действующей системы в отрасли», - сообщили в Ассоциации.