Казахстан рискует потерять часть рекордного урожая
Во многих хозяйствах зерносеющих регионов страны зерно продолжает храниться под открытым небом. Производители говорят, что основная часть элеваторов и зернохранилищ в регионах заполнены, объемы лежат в буртах на улице и портятся. Это чревато тем, что страна может потерять часть урожая, сообщает агентство АПК Новости.
«В этом году мы собрали на 10 млн тонн больше, чем мы обычно собираем. Это приведет к большим переходящим остаткам на будущий год. На сегодня все элеваторы и зернохранилища заполнены. Фермеры, у кого есть свои склады, они хранят на складах. Но те, у кого нет складов, вынуждены хранить урожай под открытым небом. Это чревато тем, что зерно будет портиться. Мы потеряем часть большого урожая. Объемы лежат на улице, они хранятся там. Есть живые примеры», - сообщил агентству АПК Новости Председатель Правления «Национальная Ассоциация экспортеров «KazGrain» Зейнолла Абдуманапов.
Как объясняли агентству АПК Новости производители зерна, когда зерно лежит в бурте, внутри образуется подушка, под буртом зерно портится. Они рассказали, что часть такого зерна переходит из 3 класса в 5 класс, поскольку зерно теряет свои свойства, ставится более влажным, прорастает. Соотношение испорченного и хорошего зерна в бурте называют примерно 50 тонн на 1 тыс. тонн.
Кроме того, о дефиците мест для хранения зерна заявляли и депутаты.
«У нас сейчас стоит проблема сохранения урожая. Некоторые ХПП остановились и крестьяне не могут зерно сдать. Оно на полях в буртах лежит», - говорили ранее в Мажилисе.
Острый вопрос хранения и перевозки зерна подняли на днях и аграрии Акмолинской области.
«Зерно есть, оно высокого качества, но элеваторы переполнены», - сказал на совещании в Палате предпринимателей глава регионального совета Куаныш Ракишев.
На встрече аграрии также рассказали, что элеваторы поступают по отношению к крестьянам недобросовестно. К примеру, в Бурабайском районе, при сдаче зерна на хранение, крестьянам занижают качество, государственные стандарты не применяются, делают это искусственно, намеренно.
Между тем, самый главный вопрос в нынешней ситуации – реализация зерна. По словам крестьян, склады переполнены, продать зерно не имеют возможности, рынок встал.
На заседании заявили о том, что в Акмолинской области есть проблемы с ХПП. В Ерементауском районе простаивает элеватор, который не принимает зерно. Его состояние назвали ужасным, собственники здания не выходят на связь, структурой не занимаются. При этом желающие реанимировать предприятие есть, это местные представители бизнеса.
Между тем, как прокомментировал агентству АПК Новости официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов, многие элеваторы в стране, действительно, заполнены, отгрузка слабая. Как только что-то отгружается, на свободное место завозится новое зерно.
«Многие фермеры засыпали сухое зерно в свои склады, влажное отвозили на элеваторы или сушили у себя, у кого есть сушилки. Что не вместилось в склады и на элеваторы, хранят в буртах на асфальт площадках. Как правило, это сухое зерно и оно сможет достаточно долго храниться - до весны. По поводу порчи зерна в этом году - не вижу больших проблем. Какие-то единичные случаи могут быть, но не глобального масштаба», - отметил Е.Карабанов.
В Минсельхозе заявляют, что проблем с хранением не возникнет. Как сообщили в ведомстве 4 ноября, свободных емкостей в стране достаточно, загруженность лицензированных зернохранилищ составляет 42%, а свободный объем 7,6 млн тонн. Кроме того, в эксплуатацию вводят ранее простаивающие предприятия.
Также официальные лица высказывались о хорошем качестве нынешнего зерна. Отмечалось, что свыше 50% нового урожая пшеницы соответствует 3 классу. Однако эксперты называют другие цифры.
«Мы сделали обзвон по хозяйствам в регионах. Он был устным. Больше половины фермеров сказали, что их урожай соответствует 4 и 5 классу. Поэтому эти цифры нужно перепроверять», - сказал Зейнолла Абдуманапов.
Если говорить о стоимости, фермеры сетуют на низкую цену, Продкорпорация же оценила зерно в этом году на достаточно хорошем уровне.
«Во-первых, у нас есть проблемы приемки зерна на элеваторы. Элеваторы забиты, стоят большие очереди. Во-вторых, это цена. Пшеница 3 класса клейковиной 23% стоит сейчас порядка 65 тыс. тенге за тонну. Фермерам сейчас очень сложно взять какую-то прибыль», - сообщил аграрий из Акмолинской области Куаныш Маметбаев.
В Продкорпорации цена на зерно 3 класса начинается от 85 тыс. тенге. Там считают такую стоимость справедливой.
Аграрии Костанайской области говорят, что цена 80-85 тыс. тенге – очень низкая. Нужна цена не ниже 100 тыс. тенге. Тем более, что в регионе клейковина и натура в этом году очень хорошие.
Так или иначе, от слишком большого объема зерна следует избавляться. Как обстоят дела с экспортом продукции?
Как заявили в Продкорпорации, на данное время уже прорабатываются рынки сбыта, отклик есть даже у тех стран, которые давно перестали быть традиционными по причине того, что более низкая по цене российская пшеница вытеснила Казахстан. Это рынки Азербайджана, Ирана.
Между тем, экспортёры говорят, что отгрузки не идут так хорошо, как заявляют официально. Как сообщалось, зерновые терминалы порта Актау загружены «под завязку» и не принимают зерно. По железной дороге на Китай тоже вводят постоянные ограничения. Дошло до того, что китайские партнеры расторгают контракты с казахстанскими продавцами зерна.
«Емкости порта в Актау забиты. До конца октября порты не принимали зерно. Через этот маршрут мы не можем экспортировать. Значит, он снимается. Второй маршрут – на Китай. Там идут постоянные запреты. Мы видим, что у Китая есть спрос, но мы не можем грузить, потому что со стороны КТЖ принимаются меры по ограничению. Ситуация какая? Министерство сельского хозяйства говорит, что у нас рекордный урожай, Правительство ставит задачу по выполнению экспортных поставок, но поехать мы не можем. Планы подаем, но ставится барьер. Объясняют загруженностью на Алашанькоу и Хоргос», - отметил Зейнолла Абдуманапов.
В Продкропорации сообщили, что, если говорить о трудности с логистикой, то самый больной вопрос – это направление Китая и пропускная мощность этого направления. Скопление вагонов на станциях – постоянная проблема экспортеров. Однако благодаря строительству дополнительных путей, в 2025-2026 году эта проблема будет решена, заявили в ПКК.
Следующий сезон, говорят эксперты, будет засушливым и Казахстан соберет более низкий урожай. Нынешний рекорд будет подспорьем в 2025 году.