Как выбрать способ перевозки зерна, сохранить качество продукции и организовать доставку быстро и без лишних хлопот
Перевозка – важный и ответственный этап при продаже зерновой продукции. Нарушение сроков и условий перевозки приводит к потерям массы, качества и даже потере товара. Убытки при этом растут, рентабельность снижается, поэтому выбор правильной логистики и надежной компании-перевозчика – один из факторов получения высокой прибыли при реализации сельскохозяйственной продукции.
Как сохранить зерно при перевозке, какой транспорт выбрать, и как организовать доставку продукции покупателю, рассказывают специалисты ООО «Зерно-Агрегатор».
Каким должно быть транспортное средство для перевозки зерна
Перевозка зерна должна осуществляться транспортным средством, конструкция которого обеспечивает защиту зерна от загрязнений, замоканий, просыпания, проникновения животных и грызунов. Если перевозка осуществляется автомобильным транспортом, груз обязательно накрывают тентом, чтобы защитить от пыли, осадков и просыпания. Само транспортное средство или контейнер, в котором перевозят зерно не должны быть источником загрязнения, т.е. оно должно быть зачищено от ранее перевозимого груза. Чаще всего крупные партии зерна перевозят бестарным способом.
Нишевые культуры, обычно более мелкие и сыпучие, такие как рапс, лён, рыжик, горчица, требуют более тщательной подготовки транспортных средств в отношении герметичности, поэтому часто перевозятся тарно.
Обязательно стоит обратить внимание на необходимый пакет товаросопроводительных документов и документов о безопасности и качестве зерна, какие-то документы готовятся в рамках государственных и ведомственных нормативов, какие-то на основе требований покупателя или грузополучателя. Основной пакет документов при внутрироссийской перевозке включает в себя: декларацию соответствия, протокол испытаний, качественное удостоверение или сертификат, карантинный сертификат, ветеринарное свидетельство (если зерно на кормовые цели), товарно-транспортную накладную.
Какое зерно подходит для перевозки?
Одним из самых важных показателей при перевозке зерновых считается влажность. Допускается зерно:
сухое – влажность менее 14%
средней сухости – 14-15,5%
влажное – 15,5-17%
сырое – более 17%.
Но если показатель влажности зерна превышает 18%, то во время транспортировки увеличивается риск прорастания и дозревания, что приводит к повышению температуры зерновой массы. Если температура зерна поднимается выше 50 С, то органические вещества зерна распадаются, начинается процесс гниения и горения. Все это вызывает порчу груза во время транспортировки.
Стоит отметить, что участники рынка при продаже чаще отгружают все же зерновые базисных кондиций (по ГОСТу влажность до 14%).
Иные показатели качества не так критичны при перевозке и обсуждаются сторонами сделки индивидуально.
Какой способ перевозки выбрать?
Выбор способа транспортировки зерновых грузов зависит от объема партии, расстояния и направления. По России на небольшие расстояния чаще используют автотранспорт, для отправки на экспорт сначала зерно везут по железной дороге или автотранспортом до перевалочного узла или портового элеватора, затем грузят на корабль или в контейнер.
Стоимость доставки зависит от вида транспорта, расстояния, веса, а также от тарифов компании-перевозчика.
Автотранспорт. Для перевозки партий зерна весом до 20 тонн на небольшие расстояния подойдут самосвалы. Если зерно необходимо везти далеко, то понадобится автотранспорт с герметичной конструкцией кузова, чтобы при наступлении неблагоприятных погодных условий в пути зерно было защищено. Попадание пыли, воды в пути могут сделать зерно непригодным для дальнейшего использования.
Железнодорожный транспорт. Для доставки зерна на средние и дальние расстояния, а также для перевозки крупных партий используют вагоны-зерновозы (хопперы). В один хоппер может помещаться до 76 тонн зерна. Это конструкции закрытого типа, обеспечивающие надежную защиту от пыли и осадков. Загрузку осуществляют через люк или открывающуюся крышу, а разгрузка производится самотеком, через люки в нижней части вагона.
Морской транспорт. В основном используется для транспортировки зерновой продукции на дальние расстояния, например, на экспорт в другие страны. Такой вид перевозки позволяет отправлять сразу большие партии зерна. Грузовой корабль может вместить примерно 60-80 тыс. тонн зерна.
Речной транспорт. Используется для перевозки внутри РФ и в бассейны сопредельных морей на средние и дальние расстояния.
Как организовать доставку быстро и без лишних хлопот?
Некоторые аграрии до сих пор ищут перевозчика зерна через объявления в интернете, сарафанное радио, но при таких способах довольно сложно оценивать тарифы на перевозку, состав автопарка, надежность компании и качество доставки. Кроме того, это отнимает очень много времени, которого в период уборки и так не хватает. Организовать доставку зерна из одного пункта в другой быстро и без проблем может помочь агроплатформа «Зерно-Агрегатор».
Покупатель или продавец размещает заявку на перевозку продукции и указывает направление, количество тонн и другие вводные данные. Логистическая компания откликается на заявку и производит перевозку. При этом, на платформе работают только проверенные логистические компании, а контролировать процесс доставки можно в личном кабинете.
Перед началом работы компания-перевозчик проходит регистрацию и создает личный кабинет, далее загружает документы о своей компании, которые проходят проверку. После этого компанию регистрируют на платформе в качестве логиста. Перевозчик может указать свой автопарк, количество и виды транспорта, чтобы потом откликаться на заявки на перевозку груза из одного пункта в другой. При этом не обязательно, чтобы сделка по покупке зерна была заключена на платформе.
Такой способ существенно экономит время и ресурсы, позволяет сделать процесс доставки максимально удобным и прозрачным.
Сейчас присоединиться к платформе «Зерно-Агрегатор» могут не только производители зерновой продукции, но и логистические компании. Сделать это можно по ссылке https://zerno-agregator.ru.