Вагоны с российским зерном застряли на границе с Казахстаном
Мукомольные предприятия Казахстана вынуждены будут платить многомиллиардные штрафы за ввоз российского зерна. При этом, предприниматели не нарушали закон и не завозили сырье контрабандно. Причина – в сроках принятия запрета властями. Мера была принята тогда, когда целый ряд предприятий уже заключил контракты, проплатил деньги, заказал вагоны. Сейчас у ряда предпринимателей, чья отгрузка была оформлена до принятия приказа, вагоны застряли на границе, сообщает агентство «АПК Новости».
О данной проблеме на днях нам рассказал глава одной из мукомольной компании. Сегодня Союз зернопереработчиков вышел с информацией об этом.
«На заседании МВК по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях от 27 июля было
принято решение о введении полного запрета импорта пшеницы всеми видами транспорта на территорию Республики Казахстан. Отметим дату – 27 июля текущего года. Во исполнение решения МВК, Министерство сельского хозяйства ввело полный запрет на импорт зерна пшеницы из третьих стран (приказ от 19 августа 2024 года №278). Отметим дату - 19 августа текущего года. 29 июля 2024 года Союз зернопереработчиков Казахстана обратился с письмом в адрес МСХ. Отметим дату – 29 июля текущего года. Суть письма – разрешить предприятиям выполнить контрактные обязательства по импорту зерна в августе текущего года – списки предприятий, подавших заявки на поставку зерна были переданы нами в МСХ РК 20 июля», - сообщил председатель совета учредителей Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.
По его информации, целый ряд предприятий в это время уже заключил контракты на поставку зерна, проплатил деньги, заказал вагоны – дело за малым – выполнить контрактные обязательства.
Но – не тут то было.
19 августа, в день издания упомянутого приказа об введении запрета на импорт пшеницы, МСХ РК ответило Союзу на письмо.
«В письме – ни слова о поднятой нами проблеме неисполнения контрактных обязательств. В письме нам рекомендовано покупать зерно у отечественного производителя, или же у Нацкомпании «Продовольственная контрактная корпорация» по фиксированным ценам, сопоставимым с ценой импортного зерна», - сообщил Е.Ган.
В Союзе зернопереработчиков развели руками: как же быть тем, у кого отгрузка была оформлена еще до принятия приказа и сейчас вагоны стоят на границе – и ни туда, ни сюда? Или, хуже того, груз отправился с территории России до принятия запрета, таможенные службы нашей страны дали разрешение на прохождение груза по территории РК, вагоны уже на территории страны, но наши предприятия теперь не могут оформить их - ? И будут платить многомиллионные штрафы – а в чем вина предприятия?
Евгений Ган отметил, что во всех цивилизованных странах при введении тех или иных запретов, бизнесу ОБЯЗАТЕЛЬНО дается время для исполнения уже принятых контрактных обязательств. Это повышает доверие бизнеса к действиям государства, в этом и суть партнерства государства и бизнеса.
И это не разрушает имидж страны на международном рынке и не отпугивает потенциальных инвесторов необязательностью и безответственностью.
«Президент нашей страны неоднократно указывал на важность поддержки казахстанского предпринимательства. На вышеприведенном примере мы видим, что поручения Президента исполняются в нашей стране далеко не всегда. Мне иногда кажется, что взаимоотношения наших бизнеса и госрегуляторов очень похожи на сценку, где они сидят за одной шахматной доской, но у бизнеса – шашки, у госрегулятора – шахматы, а игра идет по правилам нард – абсолютно никто не знает, какие кости сейчас выпадут, какое решение госрегулятор примет в следующий момент», - прокомментировал Евгений Ган.