Рынок зернового крахмала: ставка на внутренний спрос и импортозамещение
— Александр Григорьевич, что изменилось на рынке глубокой переработки зерна в новых экономических реалиях?
— В условиях западных санкций российский бизнес, безусловно, столкнулся с определенными трудностями. В первую очередь это отразилось на объеме экспортируемой продукции. Тем не менее драйвером развития и приоритета для нас всегда оставался внутренний рынок, который, несмотря на все санкции, чувствует себя стабильно и все больше укрепляет позиции.
— По оценке экспертов, в настоящее время глубокой переработке зернового сырья подвергается лишь около 2% российского урожая. Почему перерабатывающие производства в России развиваются такими сдержанными темпами? Какая доля урожая, по вашему мнению, в идеале должна подвергаться глубокой переработке?
— Развитие отрасли сдерживается рядом факторов. Во-первых, насыщенность внутреннего рынка «простыми» продуктами переработки — нативным крахмалом, глюкозными сиропами, а также невозможность их экспорта в силу невысокой добавочной стоимости: издержки на логистику делают их продажу за рубеж нерентабельной.
Во-вторых, высокая стоимость создания новых мощностей по выпуску «сложных» продуктов глубокой переработки — с высокой добавленной стоимостью и перспективами экспорта. За последние 10 лет на рынке возникали новые производства и наращивали объемы уже существующие, но сроки окупаемости вложений достаточно велики, не каждый инвестор готов вкладываться в бизнес с окупаемостью свыше 7-10 лет.
Весомую долю в продуктах глубокой переработки в мире занимает топливный биоэтанол, но в нашей стране он не используется, поэтому глобального роста доли глубокой переработки в ближайшей перспективе ожидать не стоит. В США, например, на биоэтанол ежегодно перерабатывается до 40% урожая кукурузы, в нашей же стране перспективы производства такого массового продукта пока не просматриваются.
— Какие направления наиболее перспективны для развития сферы сельхозпереработки в Ростовской области?
— Выделять в регионе какие-то перспективные для развития направления сложно, поскольку рынок крахмалопродуктов сложился, предпосылок для серьезных изменений не предвидится. Исключение может быть в направлении производства пищевых модифицированных крахмалов, однако завезти в РФ посевной материал для выращивания восковидной кукурузы пока не предоставляется возможным.
— Эксперты прогнозируют, что в ближайшие пять лет среднегодовой темп роста рынка кукурузного крахмала в мире составит 6,35%, при этом мировым лидером в 2023 году оставалась Северная Америка. Как меняется доля России в этом сегменте, есть ли шансы занять лидирующие позиции если не в мире, то на Евразийском пространстве?
По нашим прогнозам, доля России на мировом рынке кукурузного крахмала скорее будет оставаться стабильной, чем ощутимо вырастет. Внутренний рынок насыщен кукурузным крахмалом в достаточной степени, резкого роста спроса не прогнозируется. Экспорт в настоящий момент сдерживается стоимостью логистики.
— В прошлом году в России отмечен рост производства продуктов глубокой переработки зерна, при этом экспорт снизился. Сохраняется ли эта тенденция в настоящее время?
— Снижение экспорта затронуло направление дальнего зарубежья. Наша продукция не всегда выдерживает конкуренцию прежде всего из-за удорожания логистики. Однако нам удалось сохранить и нарастить объем поставок в страны СНГ, в частности, в Беларусь, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан.
Мощности завода ООО «АМИЛКО» составляют 264 тыс. тонн готовой продукции в год. Мы провели диверсификацию производства. Объемы выпуска конкретного продукта зависят в значительной степени от спроса и конечного потребителя. При увеличении спроса мы сможем предложить внутреннему рынку необходимый объем продукции самого высокого качества.
— Какие экспортные направления сохранились? Планирует ли ваше предприятие выходить на новые экспортные рынки? С какими объемами?
— По результатам 2023 года можно констатировать, что экспорт сохранился только в страны ближнего зарубежья. В марте 2022 года от сотрудничества с Россией отказалась компания Maersk — крупнейший в мире контейнерный оператор, позже ее примеру последовали CMA CGM и MSC. Были нарушены логистические цепочки в страны Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.
В настоящее время при отсутствии доступа к контейнерным перевозкам предпосылок и возможностей для выхода на новые экспортные рынки мы пока не видим.
— Сталкиваетесь ли вы с дефицитом сотрудников? Где ищете подходящих специалистов?
— Дефицит кадров затронул и нашу сферу. Решение данной проблемы связано прежде всего с созданием конкурентоспособной системы оплаты труда. Заработная плата в «Амилко» — одна из самых высоких среди промышленных предприятий региона. Чтобы решить проблему кадрового голода, мы обучаем новых сотрудников, ведем профориентационную работу со школьниками, приглашаем на практику студентов.