Итоги 2023: Экспорт зерна, государственный мониторинг качества, борьба с недостоверным декларированием
Работа Россельхознадзора по расширению рынков сбыта российского зерна и снятию существующих барьеров и ограничений
Экспорт зерна и продуктов переработки зерна, по данным ФГИС «Аргус-Фито» на 17 декабря 2023 года, превысил 79,9 млн тонн, что на 58% или 29,4 млн тонн превышает показатель аналогичного периода 2022 года (50,5 млн тонн), основной объем отгрузок приходится на страны Ближнего Востока, Африки и Азии.
Необходимо отметить значительное увеличение в текущем году объема отгрузок зерна в такие дружественные страны как Бразилия, Танзания, Йемен, Бангладеш, Тунис и т.д. Кроме того, увеличены отгрузки зерна в страны Евразийского экономического союза, прежде всего в Киргизию (+44% до 688 тыс. тонн), Казахстан (+43% до 4,7 млн тонн), Белоруссию (+46% до 1,8 млн тонн).
Расширение географии экспорта в текущем году произошло за счет Суринама, куда было вывезено 22 тонны семян кориандра, экспорта кукурузы в Египет, Оман, Катар, Венесуэлу и Сербию. Кроме того, начались поставки гороха в Португалию, Венгрию, Алжир, Индию и КНДР.
Кроме того, существенно увеличен экспорт на мировые рынки кукурузы, семян льна, ячменя и зернобобовых, а также продуктов переработки зерна, прежде всего пшеничной муки.
Россельхознадзором продолжена работа с уполномоченными органами стран-импортеров российского зерна, направленная на расширение рынков сбыта зерна, а также устранение существующих барьеров и ограничений.
В соответствии с требованиями подписанного с китайской стороной Протокола о фитосанитарных требованиях к российскому гороху, экспортируемому из России в Китай, российскими экспортерами активно ведутся поставки гороха, в том числе впервые в истории начались отгрузки гороха судовыми партиями с портов Краснодарского края. Данные партии успешно прошли инспекцию со стороны таможенных органов КНР, по итогам которой признаны полностью отвечающими карантинным фитосанитарным требованиями и стандартам безопасности Китайской Народной Республики, что в дальнейшем поможет в полной мере раскрыть потенциал основных зернопроизводящих регионов Юга России для отгрузок на китайский рынок.
24 мая 2023 года в рамках визита Председателя Правительства России Михаила Мишустина в КНР с китайской стороной подписан Протокол о фитосанитарных требованиях к пшену, экспортируемому из России в Китай.
19 декабря 2023 года в г. Пекине в рамках встречи глав правительств России и Китая подписано Дополнение к Протоколу о фитосанитарных требованиях к кукурузе, рису, сое, рапсу, в части разрешения поставок кукурузы и риса со всей территории России (ранее поставки указанной продукции были ограничены 5 российскими регионами).
Ведется работа по допуску на рынок Китая озимых пшеницы и ячменя, манной крупы, ржаной муки, пищевого соевого шрота, свекловичного жома с добавлением мелассы, отрубей, амаранта и фасоли. В настоящее время на рассмотрении китайских партнеров находится техническая информация, представленная Россельхознадзором, необходимая для завершения анализа фитосанитарного риска для допуска озимой пшеницы и ячменя.
В части экспорта российского зерна на рынок Китая необходимо отметить значительное увеличение с начала 2023 года поставок российского зерна. Так, по состоянию на 17 декабря, из России в Китай отгружены рекордные 5,5 млн тонн зерна и продуктов его переработки, что в 3 раза превышает показатель аналогичного периода 2022 года.
Одним из самых важных событий этого года являются обновленные фитосанитарные требования Вьетнама, из которых был исключен бодяк полевой. Обнаружение вьетнамской стороной данного объекта в экспортных партиях российской пшеницы привело к значительному снижению объемов отгрузок зерна на вьетнамский рынок и переориентации рядом российских экспортеров географии поставок на рынки стран, для которых бодяк полевой не являлся карантинным объектом.
С учетом емкости вьетнамского рынка, ежегодно импортирующего до 4,7 млн тонн пшеницы, исключение бодяка полевого из перечня карантинных для Вьетнама объектов позволит российским экспортерам зерна в полной мере реализовать экспортный потенциал, значительно нарастив поставки пшеницы на рынок Вьетнам.
Кроме того, наконец-то после длительных возобновились поставки российской пшеницы на рынок Индонезии (ежегодный объем импорта до 11 млн тонн). Возобновление поставок в указанные страны будет способствовать дальнейшему увеличению объемов экспорта российского зерна.
В сфере контроля качества и безопасности зерна и зерновой продукции отмечаем, что Россельхознадзор неоднократно выражал обеспокоенность масштабами существующего теневого рынка, специализирующегося на торговле протоколами испытаний и декларациями о соответствии, и высоким спросом на подобные услуги со стороны недобросовестных участников зернового рынка.
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что с каждым годом растет количество деклараций, действие которых прекращено, приостановлено и признано недействительными территориальными управлениями Россельхознадзора.
За 2023 год количество прекращенных деклараций о соответствии составило 14 665, превысив в 2 раза показатель 2022 года (7 159).
Кроме того, за период с 2020 года по октябрь 2023 года Россельхознадзором было выявлено 143 лаборатории, фактически отсутствующие и не осуществляющие свою деятельность по фактическим адресам. При этом указанными лабораториями-фантомами могло быть выдано несколько тысяч или десятки тысяч протоколов испытаний, на основании которых регистрировались декларации о соответствии.
В большинстве случаев отбор проб осуществляется самим заявителем, а не специалистами (экспертами), имеющими специальную подготовку. Таким образом, нет гарантии, что проба была отобрана именно от той продукции, которая в последующем будет задекларирована и выпущена в обращение.
Зачастую декларации о соответствии на зерно выдаются на серийное производство сроком до 5 лет, при этом гарантировать однородность производимой продукции (особенно зерна) и ее безопасность с таким сроком действия не представляется возможным.
Кроме того, одним из самых массовых нарушений со стороны заявителей является регистрация декларации о соответствии в сопровождении протокола испытаний, не содержащего полный перечень необходимых исследований в соответствии с требованиями технических регламентов.
Выпуск в обращение зерновой продукции с неподтвержденными характеристиками не только создает прямую угрозу продовольственной безопасности страны, но и негативно отражается на развитии экспортного потенциала Российской Федерации и может привести к введению странами-импортерами запрета на импорт российской зерновой продукции.
Учитывая изложенное Россельхознадзором был инициирован ряд изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011), в частности:
- необходимость подтверждения заявителями соответствия отдельных видов пищевой продукции, в том числе зерна, требованиям технических регламентов ЕАЭС только в аккредитованных испытательных лабораториях;
- необходимость регистрации декларации о соответствии на конкретную партию, а не на серийное производство;
- проведение отбора проб для целей декларирования с обязательным привлечением лиц, аккредитованных на отбор проб;
- исключение возможности добровольной аккредитации испытательных лабораторий, проводящих исследование пищевого сырья и продукции.
В настоящее время предложения Россельхознадзора проходят обсуждение с государствами-членами ЕАЭС на площадке Евразийской экономической комиссии.
Итоги контрольно-надзорной и профилактической деятельности
В 2023 году федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна был ориентирован на профилактическую работу. С учетом установленных Правительством Российской Федерации ограничений на проведение проверок Служба осуществляла мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований), выдавала предостережения о недопустимости нарушений, проводила профилактические визиты, консультирования и информирование.
Профилактические мероприятия составили более 70% от всех проведенных мероприятий: объявлено 24 тыс. предостережений, проведено 6 тыс. профилактических визитов и более 50 тыс. консультирований.
В целом в 2023 году территориальными управлениями Россельхознадзора проведено более 35 тыс. контрольных (надзорных) мероприятий, из которых около 90% – наблюдение за соблюдением обязательных требований. При это большое внимание уделяется Россельхознадзором контролю за надлежащим декларированием соответствия зерна и продуктов переработки зерна.
Во всех зерновых регионах страны проведены совещания с экспортерами, элеваторами, основными производителями зерновой продукции с целью неукоснительного соблюдения требований стран-импортеров.
За нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в 2023 году наложены административные штрафы на сумму более 2 млн рублей.
Совершенствование нормативно-правового регулирования
Минсельхоз России внес изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области обеспечения качества и безопасности зерна, дополнив его новым индикатором:
Установление в течение трех месяцев подряд трех и более фактов несоответствия, содержащихся во ФГИС «Зерно» сведений об объеме партии зерна, на которую оформлен СДИЗ, содержащимся во ФГИС «Аргус-Фито» сведениям об объеме партии зерна, на которую оформлен карантинный сертификат при вывозе зерна из карантинной фитосанитарной зоны.
Изменение вступило в силу 2 сентября 2023 г.
Россельхознадзор использует индикаторы риска при оценке вероятности несоблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований.
В связи с поступающими обращениями участников внешнеэкономической деятельности Россельхознадзором в 2023 году инициировано внесение изменений в Перечень видов продукции, являющихся объектами федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна[1] – ранее Перечень вызывал много вопросов и сомнений у отправителей продукции в части подконтрольности ее Россельхознадзору, например, различных видов растительных масел; теперь вся продукция конкретизирована.
Кроме того, с целью оптимизации (упрощения) процедур и сроков проведения указанного вида контроля для возможности завершения контрольно-надзорных мероприятий не только в пунктах пропуска, но и на СВХ, по инициативе Россельхознадзора внесены изменения в Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4973-1 «О зерне»: поднадзорная Россельхознадзору зерновая продукция не будет задерживаться в пунктах пропуска, а сможет транспортироваться далее до СВХ. При этом в период транспортировки будут завершаться процедуры, связанные с контрольно-надзорными мероприятиями, такие как проведение отбора проб (образцов) указанной продукции, осуществление лабораторных исследований этих проб (образцов) с последующей подготовкой заключения о ее качестве и безопасности.
Работа во ФГИС «Зерно»
В части контроля за зерном плановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
Внеплановые мероприятия в 2023 году проводятся только по определенному перечню оснований, в том числе по согласованию с прокуратурой, если выявлены индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Вместе с тем допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия – мониторинг безопасности, которые не требуют согласования с органами прокуратуры.
Для проведения таких мероприятий по зерну Россельхознадзор использует автоматизированное рабочее место инспектора (АРМ) во ФГИС «Зерно» (в системе зарегистрировано около 1 700 должностных лиц территориальных управлений Россельхознадзора).
В системе Россельхознадзор контролирует три направления: внутреннее перемещение зерна, экспорт, импорт.
Так, при экспорте зерна и продуктов переработки зерна инспекторы Россельхознадзора оценивают соответствие зерновой продукции требованиям стран-импортеров и в случае если все в порядке – подтверждает оформленный экспортером во ФГИС «Зерно» товаросопроводительный документ. Всего с начала работы системы подтверждено более 18 тыс. таких документов.
При выявлении нарушений хозяйствующим субъектам объявляются предостережения (1 740 – за 2022 год, 6 778 – за 2023 год).
Основными нарушениями являются:
- отсутствие СДИЗ на партию зерна или продуктов переработки зерна,
- недостоверная информация, внесенная в систему,
- уклонение хозяйствующих субъектов от регистрации в системе,
- отсутствие в системе необходимой информации о декларациях о соответствии, мониторинге зерна, ФСС и др.