22 декабря 2024 г., Воскресенье
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Китай возвращает составы с казахстанским зерном из-за снижения качества во время пути

26 декабря 2023 10:00

Создавать на основе неклассного проросшего зерна фуражный фонд не в коем случае нельзя. Его невозможно хранить на элеваторах долговременно. Об этом заявили ученые и опытные аграрии зерносеющих регионов. Уже сейчас покупатели, в том числе зарубежные, отказываются принимать неклассное зерно по причине снижения его качества в пути. Его нужно срочно начать перерабатывать, считают аграрии. Если сейчас не решить эту проблему, новый урожай, который, кстати, обещает быть хорошим, просто некуда будет девать, сообщает агентство «АПК Новости».
 
Вопрос о том, куда девать такой большой объем неклассного зерна, производители задают уже на протяжении нескольких месяцев. За это время ученые, власти и эксперты выразили много точек зрения. Независимый директор Продкорпорации, глава Союза полеводов Виктор Асланов предложил образовать из этого зерна фуражный фонд. Подобную точку зрения высказал представитель Мясного союза, экс-глава МСХ Асылжан Мамытбеков. Ученые говорят, что на семена пускать проросшее зерно нельзя, на корм скоту отдавать опасно, использовать на биоэтанол дорого. Единственный выход - в небольших соотношениях подсортировывать к здоровому. И на этом, пожалуй, всё. Мукомолы, в свою очередь заявляют, что употреблять в пищу продукцию, изготовленную из проросшей пшеницы, опасно для жизни.
 
«Хранить зерно товарное – это одно дело, а хранить зерно проросшее и неклассное – это две разных темы. Во-первых, по влажности неклассное зерно нужно было сушить до 13% и ниже, а товарное – 14%. Иначе в неклассном зерне образуются микотоксины, солодовый запах и так далее. Неклассное проросшее зерно при влажности 14% и выше, находящееся в силосе емкостью более 2000 тонн – это «взрывоопасный» продукт, его нужно сразу перерабатывать в гранулы, комбикорм или кормовую муку. Мощностей для этих переработок в больших объёмах не хватает. Существующие мельницы могут это делать, но им надо переоборудоваться», - сообщил агентству «АПК Новости» директор ТОО "Мелитопольское" Эдуард Двуреченский.
 
Фуражный фонд из проросшего зерна
 
«Что означает, давайте создадим фонд фуражного проросшего зерна? Вы собрались хранить его на элеваторе 2 или 3 года? Его нельзя хранить. Предложение о том, что скоту или птице нужно давать на корм это зерно – это глупость. Кормить скот им нельзя, он будет болеть. Никто не делает так. Ни одна птицефабрика проросшее зерно не покупает. Поэтому оно и зависло «мертвым» грузом и цены упали до 35 тыс. тенге. Сейчас какая-то реализация идет, но она очень небольшая, вялыми темпами. Создание фуражного фонда, считаю, - это просто самоубийство. Мы просто закопаем деньги. Если государство выделит средства на этот фуражный фонд – это будет ошибкой. Фуражное зерно не должно быть проросшим», - сказал Эдуард Двуреченский.
 
К тому же хранить его просто будет негде, весной элеваторы нужно будет освобождать.
 
«Элеваторы нужно разгрузить к лету от этого неклассного зерна, потом их нужно подготовить, обработать, а не создавать фонд фуражного зерна. Новый урожай обещает быть очень хорошим в плане урожайности. Потому  что произошла хорошая осеняя влагозарядка. Поэтому сейчас неклассное зерно нужно перерабатывать в кормовую муку или гранулы. При таких обработках все эти микотоксины убираются. А к весне оно будет реально токсичным», - считает фермер.  
 
Есть ли в стране возможность наладить переработку, и, причем, сделать это быстро?
 
«Возможности переработки у нас практически нет. Например, комбикормовый завод в Костанае простаивает. Они не работают, потому что им не хватает денег, у них нет спроса. Спрос не создан. Некоторые мукомолы в частном порядке как-то решают эти вопросы. Если бы мукомолы переоборудовали часть мощностей для производства кормовой муки - это был бы весомый вклад в решение проблемы. Многие мельницы закрыты, они могли бы начать работу. Многие работают не в полную силу. Им нужны средства для переоборудования под производство кормовой муки,  стабильные заказы на этот продукт. Кормовая мука (состав 80% пшеницы, 20% ячменя) стоит 210 $/тонна с НДС на вагоне на станции Костанай. Рефакция при производстве незначительная - не более 1,5%, потерь объёма при производстве нет», - сообщил наш собеседник.
 
Качество все ниже
 
Еще одни вопрос, на который указал эксперт и который тоже является очень острым – зерно со временем портится.
 
«Представьте элеватор на 5 тыс. тонн. Разные хозяйства завозили зерно с разной влажностью, а влажность была от 16 до 25% и выше. Как можно гарантировать, что в банке элеватора лежит зерно одной и той же влажности, тем более 13% и ниже? На одном элеваторе открыли силос для отгрузки, осенью зерно сушили до 14%, а оказалось, что там зерно влажностью от 14% до 15%.  Также упало ЧП - со 140 до 90. А там, где было 90, стало 60», - пояснил собеседник агентства.
 
По его словам, в сильно затруднительном положении оказались производители, которые отгружали 4 класс.
 
«Они отгрузили недоработанный 4 класс в вагонах, а когда оно дошло до потребителя, это уже стал 5 класс. И за время пути образовался солодовый запах. Зерно вернули. Также два состава из-за фитотоксинов вернули с китайской границы», - сказал Э.Двуреченский.
 
Реальные предложения
 
Существует определенная технологическая цепочка, что нужно делать с неклассным зерном. Это было придумано еще в Советском Союзе. Об этом начали говорить еще в сентябре, «на носу» январь, но так ничего сделано не было.
 
«Во время уборки нас интересовало следующее - что делать с таким зерном, как хранить и куда реализовать? Ясно, что рынка для такого большого объема фуражного, тем более, проросшего, зерна, просто нет. Ни КТЖ не выдержит, никакой покупатель не выдержит. Нужно разработать программу, согласно которой Продкорпорация купит этот объем зерна, загрузит работой мельницы и комбикормовые заводы, которые его переработают в гранулы или комбикорм. Муку и гранулы можно долго хранить. Спрос со стороны Китая неограничен. Нужно только эту продукцию доставить туда. Её легко транспортировать и ничего с ней не будет», - считает Эдуард Двуреченский.
 
Причем, активно действовать, по его мнению, нужно уже сейчас. На элеваторах банки сильно нагреваются от солнца, потом ночью охлаждаются, там образуется конденсат, он создает проблемы этому зерну.
 
«В Китае есть хороший спрос и на кормовую муку, и на гранулы. Они очень плотно этим занимаются. Но это небольшие поставки, так как у нас нет массового производства. Они не решат проблему объема 6 млн тонн прямо сейчас. Посевная начнется через 4 месяца. Ещё через 3 месяца будет поступать новый урожай. Представьте, какая будет глупость: я хочу привезти зерно нового урожая, а мне скажут, извини, у нас тут хранится проросшее, мы его хотим хранить 2-3 года. Этого зерна к июню не должно быть на элеваторах 100%. По идее, ни на одном элеваторе не должно быть его уже к марту, когда потеплеет. Тем более на складах предприятий, на которых оно портится, потому что они тоже не смогли довести до влажности 12%, а только до 14-15%. Изначально это зерно перерабатывалось как простое товарное зерно до влажности 14%, потому что у нас вся инфраструктура была такой, мы не рассчитывали на такую пшеницу. Это первый случай за всю историю наблюдений», - сказал наш собеседник.
 
Если сейчас не решить эту проблему, фермерам просто некуда будет везти качественный урожай 2024 года.
 
«Должна быть госпрограмма, которая объединит усилия многих - фермеров, работников элеваторов, мукомолов, логистов. Считаем, что сейчас нужно прокредитовать мельницы, поставить там оборудование для производства кормовой муки. И это пошло бы большим потоком. В выигрыше были бы все», - подытожил Эдуард Двуреченский.
 

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: